Байкал (август 2010)

Мою поездку на Байкал условно можно разделить на три части:
Первая (отмечена красным цветом на карте) - выход на моторной лодке из Иркутска по Ангаре к Байкалу и затем водный переход по западной части озера к восточной части острова Ольхон, где мы и встали на стоянку на несколько дней.
Вторая (зеленый цвет) - пребывание в поселке Хужир на Ольхоне и экскурсии по западной части острова
Третья (синий) - однодневная экскурсия по Кругобайкальской Железной Дороге

Началась история с того, что после поездки на Кубу мне пришла идея что пора в жизни что-то менять. Начать я решил с того, что уволюсь с опостылевшей работы и попутешествую летом по местам, куда давно хотел попасть. Байкал был давней мечтой и я начал искать варианты возможного отдыха. Вариант с турбазой отпал сразу - получалось дорого, это раз, и торчать все время на одном месте не хотелось, это два. Нашел несколько объявлений о наборе туристических групп, но либо не подходили сроки, либо никто не отвечал. В итоге на глаза попалось объявление некоего мужичка, который писал про себя что уже 25 лет ходит по Байкалу и набирает группы для путешествия по Байкалу на моторной лодке. Списался с ним, выяснил, что есть места в группе на август и договорился что он включит меня в эту группу.
И вот наступило 5 августа. Прилетаю утром из питерского пекла в Иркутск, радует что тут прохладно. Встречаемся со всеми участниками похода на лодочной станции и начинаем готовить вещи, закупать продукты, упаковывать все в лодку. Тут выясняется, что народу прибыло больше чем рассчитывал организатор, но вопрос тут же решается - находится еще одна лодка и грузим вещи уже в две лодки. Набралось нас пятеро - из Питера, Москвы, Архангельска. Плюс еще два капитана.

Грузим вещи в одну из лодок

Первый день похода запомнился тем, что весь день лил дождь и дул сильный встречный ветер. Мы прошли по Ангаре половину пути до Байкала и остановились на берегу реки, чтобы переночевать и просушиться, т.к. вымокли напрочь. Похоже это была проверка на прочность, в остальные дни погода нас только радовала. Все так вымотались что сил фоткать уже не было, поэтому этот день остался незадокументирован.
Утро порадовало солнцем и штилем и мы, быстро позавтракав, двинули дальше в путь.

Утренняя Ангара

Двигаемся к Байкалу

К обеду второго дня мы наконец-то достигли Байкала. Ощущения когда видишь его первый раз конечно фантастические!

Байкал собственной персоной

Мы пошли вдоль берега по направлению к острову Ольхон, где собирались сделать многодневную стоянку. Идти нам предстояло по расчетам три дня и обычно порядок был такой - мы шли весь день, а ближе к вечеру находили какое-нибудь спокойное место и разбивали палатки. Во второй день мы решили остановиться рядом с поселком Голоустное.

Вид на поселок с воды

Поставив палатки и поужинав, я схватил свой фоторюкзак и отправился фотографировать, пока световой день не закончился. Не терпелось прогуляться по берегу Байкала и полюбоваться им размеренно и спокойно, не на ходу.

Солнце, горы и вода

Рыбаки на лодке

Баркас

Противоположный берег кажется близким, но это не оптический обман телевика. Снималось с максимальным зумом, поэтому берег и получился приближенным. На самом деле горы - это узкая полоска на горизонте.

Свобода полета

Развернувшись на 180 градусов можно было наблюдать пасущийся табун лошадей

На третий день с утра была хорошая погода и мы двинулись дальше в путь. По пути делали много остановок и фотографировали окрестности.

Идем друг за другом след в след

Скала с чайками

Крест на скале

В районе обеда высадились в одном офигенном месте - в бухте Песчаной. Место мне очень понравилось, песочек, сосны, прозрачная вода Байкала. Очень напоминает Крым с той лишь разницей что даже в самый жаркий день вода Байкала совсем не теплая и особо не искупаешься. Но местные любят это место, здесь много турбаз и море отдыхающих.

Бухта Песчаная на горизонте

Судя по яхтам, отдыхать тут недешево

Крымский пейзаж на Байкале

Бухта еще знаменита тем, что здесь можно увидеть так называемые "шагающие сосны". Это сосны, стоящие на своих корнях, который расположены над землей на несколько метров

Вот так они выглядят

Это я рядом с одной из таких сосен. Как вам размерчик?))

А это две наших лодки вместе

А потом, спустя час после выхода из бухты, случился небольшой шторм. Точнее это был даже не шторм, так небольшая качка, но идти на груженной мотолодке было сложно и волны заливали воду внутрь. Положение осложнялось тем что мы попали в такое место, где на многие километры берег вдоль которого мы шли представляет собой отвесные скалы и спрятаться было негде. Мне даже пришлось пару часов рулить лодкой и держать ее против волн, пока в это время капитан вычерпывал воду. В итоге, кое-как мы дошли до устья реки Анга, где и остановились. Отдыхать пришлось и весь следующий день, т.к. ветер не стихал.

В бухте Анга

Из-за мха скалы тут интересного цвета

В этот "выходной" каждый занимался своими делами. Я попробовал ловить рыбу в реке - удачно кстати, вытащил несколько щук, которые потом зажарили. Еще залез на гору и пофоткал пейзажи оттуда.

Тут уже кто-то до меня побывал судя по сложенной пирамидке камней

Пятый день путешествия порадовал нас полнейшим штилем и мы двинулись дальше, благо до Ольхона оставалось совсем немного.

Выдвинулись из бухты

Погода радует - штиль

Ольхонские ворота

Наконец мы достигли Ольхонских ворот - так называется перешеек между материковой частью и островом со стороны Байкала. Там за воротами находится Малое море - небольшой пролив, густонаселенный турбазами и гостиницами. Вода там летом прогревается хорошо, можно купаться и из Иркутска съезжается много отдыхающих. Западный берег острова Ольхон просто кишит туристами, что не скажешь о безлюдной восточной части, куда мы собственно и направлялись
Пройдя через ворота, мы остановились в поселке МРС, где пополнили запасы бензина и продуктов. И потом пошли снова по Байкалу вдоль Ольхона в поисках места для стоянки. Южная оконечность острова небогата лесами, поэтому мы решили встать как можно севернее чтобы не иметь проблем с дровами.
По пути к месту нашей стоянки прошли крещение Байкалом - нырнули в чем мать родила с лодки в воду. Ощущения феерические, вода градусов 6 - бодрит невероятно, выныриваешь уже другим человеком))

Ольхон

Здесь за этим мысом мы и остановимся. На горизонте мыс Ижемей и гора Жима

В предыдущем своем посте я писал как мы шли по воде до места, определились со стоянкой и разбили лагерь.
Стояли мы лагерем дней пять - отдыхали, ловили рыбу, готовили ее во всех возможных видах. Не могу сказать что мне сильно понравился такой вид времяпровождения - многодневный переход по воде мне понравился больше, как-то динамичнее, живее и веселее получается. Плюс ко всему каждый день что-то новое встречаешь.
За время стоянки удалось совершить две небольших радиальных прогулки, о которых я и расскажу в этом посте.

Первая прогулка была по туристской тропе, протяженностью километров 10. Хотел дойти до горы Жимы, но когда до нее осталось километров пять, то тропа пропала и практически отвесные склоны.

Гора Жима на дальнем плане

Так что куда тропа ведет осталось для меня загадкой.
А начинается она вполне мирно и полого

По пути встречаются стоянки, некоторые очень даже хорошо оборудованные

Кострище со скамейками

И даже позаботились об удобном выходе к воде

О чистоте байкальской воды можно говорить много, но лучше один раз увидеть. Местные говорят что видно дно на глубине до 20 метров

Берег зачастую обрывистый, тропа идет над обрывом

В воде наблюдаются иногда небольшие валуны

Возвращаемся на тропу

С нее открываются хорошие виды на противоположный берег Байкала

Продолжаем движение

Иногда внизу попадаются хорошие галечные пляжи

В одном месте тропа спускается вниз и выходит на пляж, по которому надо пройти метров 500
Купаться конешно прохладно, вода в Байкале холодная даже в жару, но повтыкать на волны тоже прикольно

Вот такое творение рук человеческих было замечено на пляже

По тропе и по пляжу лучше идти с палкой и внимательно смотреть под ноги.
Хорошо что я ее вовремя заметил, иначе встреча могла бы оказаться совсем неприятной

Людей на восточном берегу Ольхона совсем немного. Оно и понятно - добраться сюда можно либо только по воде, либо с рюкзаком с противоположного берега Ольхона - от Хужира, скопища туристов всех мастей, километров 30 пехом через леса. Мне за время прогулки попались только три стоянки с туристами или рыбаками

Внимательный читатель увидит на этой фотографии одинокую фигуру рыбака на берегу

Дальше наткнулся на что-то вроде жертвенника, где местные задабривают духов.

Подношения духам могут быть разными - от денег до сигарет

Ближе к концу тропы стали попадаться места, где можно часами сидеть на траве и медитировать, глядя на Байкал

В другой день я решил забраться на местные хребты. Горами это назвать сложно, так как они там везде и переходят друг в друга. Высоту замеряли по GPS - метров 900 где-то, если пилить вверх по более-менее пологому участку, то по ощущениям надо пройти километра полтора.

Подняться стоит хотя бы из-за красот, открывающихся сверху

Если посмотреть вниз, то берег можно определить по узкой полоске прибоя

Вершина хребта тоже вся заросшая лесом

Встречаются валуны интересной формы. Вот, например, чем вам не стол?

Белки очень любопытные и не боятся людей.

Растительности наверху мало, часто попадается такой экземпляр - шишечка с хвостиком. Чем-то на мелкий ананас смахивает

Что касается байкальской рыбы - я уже писал выше что мы рыбачили. Ловил в основном наш капитан - ставил небольшую сетку на ночь рядом с берегом и утром рыбы бывало до 30 хвостов. Я пробовал на удочку, за полдня вымучил только одного небольшого хариуса. Попадался в основном хариус, омуль очень редко. На самом деле, местные омуля не очень уважают - это скорее фишка для туристов. А вот хариуса очень любят и в разных видах - и сырым едят, и сушат и коптят. Про жареху и уху я уже не говорю.

Омуль (фото не мое, найдено на просторах инета). Чем-то похож на селедку

А вот красавец хариус. В отличие от карельского у него меньше спинной плавник-парус и не такие яркие пятна на нем. А еще, когда его почистишь от чешуи, то он оказывается волшебного золотого цвета

И еще, тут меня спрашивают как надо одеваться в поездке на Байкал.
Вот мой прикид во время нашего водного перехода:

На мне теплая кофта полартэк-300, такие же штаны и сверху еще куртка и штаны из походного комплекта. Плюс шерстяные носки и сапоги на ногах, ну и полартэковская шапка на голову. На воде по другому никак - встречный ветер очень холодный. На время стоянки я одевался конешно не так тепло, но все равно был один вечер когда вдруг на лагерь опустился холодный воздух и стало реально холодно. По словам капитана теплые вещи надо иметь с собой в любое время лета на Байкале. Он до нас тем же летом ходил еще с двумя компаниями в примерно такие же походы и говорил что теплые вещи (зимние куртки, теплые шапки, носки) пригождались в каждой поездке.
И обязательно - возьмите с собой хорошую непромокаемую куртку. Я ступил и взял обычную плюс дождевик, который порвался в первый же день.

В крайний день, перед отъездом со стоянки на восточном берегу Ольхона, удалось заставить себя и встать пораньше чтобы застать восход солнца. Мне вообще нравится ловить рождение нового дня, а на Байкале рассвет в то утро получился особенно красивым и запоминающимся.

Ольхон еще спит, лишь небо над противоположным берегом светлеет

Немного облачно, но горы на противоположном берегу хорошо выделяются на светлом небосклоне

Непривычная тишина в воздухе, слышен только плеск воды. На волнах мирно покачиваются чайки

И вдруг, краем глаза вижу как что-то выныривает из воды и спустя пару секунд ныряет обратно. Я успеваю сделать снимок, но без зума. Потом просматривая получившиеся фотографии я понимаю что это была любопытная нерпа. Капитан нам рассказывал про них, что они очень осторожные, но вместе с тем и очень любопытные. Когда мы шли по воде, я видел черные точки вдалеке, но сфотографировать не успевал, т.к. они быстро исчезали. Еще капитан жаловался на то что нерпы любят объедать рыбу, попавшую в сеть и говорил что утром, если быть очень осторожным, то можно увидеть их спящими на береговых камнях - нерпы ночуют только на берегу.

Любопытная нерпа

И тут, спустя несколько минут после встречи с нерпой показалось солнце.
Появилось оно из-за гор и сразу прочертило красивую дорожку по воде

Небо было в дымке, которая придавала зловещий оттенок всему происходящему

Солнце подымалось из-за гор быстро - минута или две и оно уже сияет над противоположным берегом

Ольхон уже просыпается, но света от солнца еще немного

Солнце упрямо лезет вверх

Чайки радуются солнцу

Солнце заходит в облачную дымку и приобретает огненно-желтую корону

Но зато на него можно смотреть, не жмурясь

Солнце набирает силу, утро наступило и Байкал потихоньку просыпается

От первой фотки до крайней прошло где-то полчаса. Обернувшись, я увидел что почти весь лагерь уже проснулся и как и я завороженно следит за рождением нового дня.

Несколько дней мы прожили в Хужире, туристическом центре Байкала. Если хотите комфортного отдыха, то вам однозначно сюда.

Пару слов о Хужире
Хужир представляет собой поселок на тысячу с небольшим жителей. Дома в основном деревянные одноэтажные. Много турбаз, где можно остановится туристам, также много местных которые сдают углы, комнаты и целые дома.
Поразила туристская инфраструктура - тут есть все для туриста с тугим кошельком: разнообразные экскурсии, жилье разной степени комфортности, аренда велосипедов, квадроциклов и прочее. Во всех кафе меню на двух языках - русском и английском. Если увидите объявление - "Горячие позы!", то не пугайтесь - это манты у них так называются))

Поселок Хужир, центральная улица. С одной стороны его окаймляет лес

С двух сторон - степь

И еще с одной - пролив Байкала, который местные называют Малое море

Когда-то тут был рыболовецкий совхоз, а теперь рыбацкие баркасы гниют на берегу

В Хужире есть своя достопримечательность - скала Шаманка

Это одна из девяти святынь Азии, ставшая своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов.

Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите.

В поселке предлагают экскурсии, на которой вас за 700 рублей покатают по западному берегу острова Ольхон, покормят жаренным на костре омулем и привезут назад.
Соглашаться на такую экскурсию или нет - дело ваше, мне это дело показалось весьма интересным. Единственно портило впечатление большое количество таких же привезенных с экскурсиями туристов, такой конвейер мешал спокойно насладится байкальскими красотами.

Началась экскурсия с мыса Будун, откуда открываются виды на камень, называемый "Крокодил"

И еще один камень - Львенок

Малое море не очень широкое, на противоположном берегу горы видать отчетливо

Потом заехали в бухту Песчаная. Место шикарное - песочек, прозрачная вода, купаться тут можно без проблем - залив Малое море в жару прогревается хорошо

Если бы не одно НО - раньше в этом чудном месте был лагерь ГУЛАГа.
В память об этом остались, например, эта насыпанная из камней пристань

Далее доехали до скал, имеющих название "Три брата"

Если отойти ненмого в сторону, то можно обнаружить совершенно чудный заливчик. Мне опять все напомнило Крым

Затем выдвинулись в сторону мыса Хобой - это самая северная точка острова.
По пути много насыпанных пирамидок из камней - кто-нить знает как они называются? Я что-то вспомнить не могу

И столбы с ленточками для жертвоприношений. Это бурятская тема, видел такие на острове неоднократно

Мыс Хобой. В переводе с бурятского слово "хобой" означает "клык" и, действительно, резко обрывающиеся в воду скалы напоминают клыки

Затем наш водитель, он же гид-экскурсовод показал нам свои кулинарные таланты и, когда мы гуляли по Хобою, приготовил нам походный обед

Далее по плану был "мыс Любви". Он представляет собой две скалы, которые обладают магической силой. Как нам рассказал гид, кто хочет, чтобы у него родилась девочка, должен положить монеты на правую скалу, кто хочет мальчика – на левую.

Вид на Большой Байкал

Конечной точкой нашей экскурсии было место под названием Узуры. Здесь находится метеорологическая станция Ольхона.
А еще тут отличный выход к Байкалу и шикарный галечный пляж.

После возвращения с Ольхона у меня до вылета было пару дней и я задумал еще прокатиться по КБЖД (о ней в следующем посте). Но так как поездка планировалась на утро следующего дня, то у меня было время погулять по Иркутску и познакомиться с его достопримечательностями и жителями.
В этом посте небольшая фото-прогулка по августовскому Иркутску, благо погода была превосходная и город оставил очень приятные впечатления.

Начал я свою прогулку с набережной Ангары, т.к. погода шептала, что в городе делать нех и надо двигать к воде и солнцу.

Памятник Александру III

Ангара протекает через город и делит его на Правый и Левый берега. Поэтому неудивительно что самое козырное место гуляний в теплый летний вечер это набережные.

Вид на набережную Ангары и памятник Александру III с острова Юность

Из развлечений на набережной - могут покатать с ветерком на мотолодке

Или можно самостоятельно прокатиться на катамаране. Нигде кстати таких не видел, внутри установлен электродвижок и кататься можно в свое удовольствие, не напрягаясь - просто крутить баранку и плыть куда вздумается

Иркутяне питают слабость к графоманству, на фотографиях выше заметно как расписана набережная. Не избежал также этой участи и мостик на остров Юность.

Пиво тут запрещено пить в общественных местах, к которым относится и набережная. Но его пьют не меньше чем в других городах, правда исключительно из бутылок в специальных пакетах, я такое только в омериканских кино видел. Продаются такие пакетики в каждом ларьке, стоят рубля два вроде. По словам местных раньше давали бесплатно, но потом решили что можно подзаработать на законодательной инициативе.

Но больше всего удивило не это, а то как легко практически в центре города можно повстречаться с представителями дикой природы. Как мне кажется это говорит о чистоте воды в Ангаре и вообще об экологии в целом.

Стоя на мостике на остров с одной стороны можно было наблюдать как ондатра совершенно не боясь людей чего-то себе хомячила.

Рядом суетилась какая-то небольшая длинноногая птичка

С другой стороны мостика на течении охотились две рыбы, предположительно форельки

Полюбовавшись на братьев наших меньших, я пошел гулять по городу до Нижней набережной. Надо сказать что центр города чем-то похож на центр Уфы - такие же небольшие старинные двухэтажные красивые домики, много деревьев, но разных соборов и церквей тут гораздо больше.

Иркутский драмтеатр

Улицы тут имеют по два названия - новое и старое

Здания в центре красивые и отремонтированные. Подальше от центра можно встретить и одноэтажные деревянные развалюхи, но я их видел только проездом, поэтому не сфоткал

Католический костёл

Спасская церковь

И вот мы неспеша дошли до Нижней набережной.
На фото - бюст дважды Героя Советского Союза генерала армии Афанасия Белобородова и неизвестный велобякер

Нижнюю набережную иркутские графоманы почему-то любят больше остальных.
Встречаются целые четверостишья, размах, с которым это посвящение любимой опубликовано, конешно поражает

Тут написано что какая-то морковочка любит Юру Шашкова. Это очень важно, весь город должен об этом знать!

Глядя на набережную можно подумать что в Иркутске нет интернета и мобильной связи. Поэтому кроме как надписями на асфальте свои чувства выразить невозможно.

Но если не зацикливаться на надписях, то виды с Нижней набережной открываются просто шикарные!

Повтыкав немного на местные красоты и Ангару я двинул назад в сторону гостиницы.

Собор Богоявления Господня на Нижней Набережной

По тихим тенистым улочкам Иркутска приятно гулять, никуда не спеша и разглядывая все вокруг.

Я уже говорил что тут много старых красивых зданий? Повторю это еще раз.

Главная торговая улица Иркутска - пешеходная улица Урицкого

Тут есть свои танцующие фонтаны

Таким мне и запомнился Иркутск.

Это был последний этап моего путешествия. Мне удалось не только прокатится на поезде, но и побывать в кабине машинистов этого поезда и запечатлеть все красоты Кругобайкалки на ходу.

Я почему-то все время думал что Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) идет вокруг всего Байкала. Но на самом деле, эта железная дорога, протяженностью 89 км, идет по берегу Байкала только от Слюдянки до истока Ангары (см. карту ниже) . Не буду расписывать исторические подробности, кому интересно - можете заглянуть в вики.

Я купил билеты на однодневный тур на фирменном поезде, если что то контора которая продает такие туры в Иркутске одна - запишите адресок, может пригодится. Приготовьтесь к тому, что это путешествие на целый день. Начинается утром либо на жд-, либо на автовокзале в Иркутске. Т.к. поезд только один и движение по маршруту не круговое, то возможны два варианта:
- вы стартуете на жд-вокзале в Иркутске и едете по нормальной жд дороге до Слюдянки, там делаете остановку и потом двигаетесь назад, но уже по КБЖД. Доезжаете до порта Байкал, там на пароме переплываете в Листвянку и на автобусах возвращаетесь в Иркутск. Я ехал по этому маршруту.
- другой вариант - зеркальный, т.е. автобусом с утра в Листвянку, потом на пароме в порт Байкал, затем уже на поезде по КБЖД в Слюдянку и назад в Иркутск.
Эти маршруты чередуются через день. Надеюсь понятно объяснил))

Началось путешествие с того что мы прибыли на станции Слюдянка. Тут замечательный вокзал из местного белого и розового мрамора, можно прикупить омуля и других ништяков.

Вокзал в Слюдянке рано утром

Вот такой вот у нас был красивый поезд, чем-то похож на Сапсан, но гораздо меньше размером.

Остановки на маршруте были все по шаблону - выгружаемся возле какой-нибудь достопримечательности, ошалелые туристы фоткают себя и все вокруг. А экскурсовод в это время вещает что-нибудь в матюгальник.

Многие туристы-походники идут пешком весь этот маршрут по КБЖД - в принципе за несколько дней это реально. По дороге мы видели много стоянок и туристов с рюкзаками, бредущих вдоль рельсов.
Но вот эти туристы явно крайне неудачно выбрали стоянку. Представляете, сидишь допоздна у костра, втыкаешь на ночной Байкал, поешь песни под гитару или просто разговариваешь о жизни и засыпаешь только под утро. И тут спустя часа три-четыре рядом с палаткой шум-гам, толпы народу топчатся, в матюгальник кто-то кричит - ну как тут выспишься?

А Байкал в этом месте тоже красив. На горизонте - горы Хамар-Дабанского хребта

А вот наш поезд целиком - как видите совсем небольшой, всего 3 вагона

Стоянки обычно длятся минут 20, потом экскурсовод всех загоняет назад и поезд движется дальше.
Раскрою небольшой секрет - данный маршрут очень любим местными, особенно в выходные дни - своего рода выезд на пикник. Я думал что в поезде будут одни иногородние туристы, однако ж нет - как только отъехали большинство пассажиров начали метать на столы салаты, закуски, доставать крепкий алкоголь. Благо сиденья располагаются по три напротив друг друга и между ними стол. Идеальное место для застолья на 4-6 человек.

Мои соседи и соседки. Монитор на стене, кстати, показывает как мы едем - камера установлена в голове поезда, по громкой связи гид неустанно рассказывает об истории КБЖД и о тоннелях, которые мы проезжаем

Мне в итоге стало скушно и я стал искать способы съемки на ходу, тем более что виды из окон открывались фантастические. Снимать через оконное стекло - не вариант, оно было не очень чистое и фотографии получались мутные. Окна открывались только для проветривания, в полученную щель фотик не пролазил. В итоге, я обратился к девушкам-проводницам с просьбой подсказать место, где можно было бы поснимать по ходу движения поезда. Те, недолго думая, отправили меня к машинистам, сказали что смена сегодня нормальная, могут впустить. Ну я постучался, спросил не помешаю если постою у в кабине. На что ребята сказали - стой сколько влезет.

В кабине машинистов

Ну я открыл окно, высунулся и начал фотографировать как мы едем

Хвост нашего поезда

Въезжаем в очередной тоннель

Выезжаем из тоннеля

А это галерея, отличие от тоннеля в том, что она не прорубается в горе, а строится.

По всему маршруту остановок немного - раза три, если не ошибаюсь останавливались. Обычно остановки минут 20, самая длинная была в деревне Шумиха - больше часа. Тут, кстати, можно занедорого пообедать у местных жителей.

Нешумная Шумиха

Два варианта на тему "рельсы и Байкал", выбирайте какой больше нравится

Из достопримечательностей в деревне Шумиха есть паровоз, на который любят лазать туристы

Мост через реку Чара

"Итальянская" подпорная стенка

Ну и конешно тоннель, куда ж без него на КБЖД! Их тут всего 40 штук, на минуточку! Кстати, внимательный читатель увидит годы постройки этого тоннеля

Стоянка тут долгая, будет время даже покататься на лодке

Ну все, передохнули, погуляли, закупились сувенирами и пирожками - и едем дальше.

Заруливаем в тоннель

Внутри темно и страшно,

Тоннелей так много, что они идут друг за другом

Виды просто фантастические

Но все хорошее имеет обыкновение заканчиваться и на горизонте замаячил конечный пункт нашего путешествия - порт Байкал

Ребята-машинисты вежливо попросили меня покинуть кабину, чтобы не влетело от начальства. Замечу, что денег они у меня за то что я прокатился вместе с ними не просили совсем. Видимо им скушно ездить так каждый день, а так с разговорами о том и сем время пролетело быстрее.

Порт Байкал. Тут нас погрузили на паром, перевезли на другую сторону в Листвянку и там уже на автобусах мы отправились назад в Иркутск.

Так и закончилось мое путешествие на Байкал. Хочется сказать "до свидания" этому замечательному месту, потому что надеюсь сюда еще вернуться. Но уже с другим маршрутом.