Москва - Карелия (июль 2005)

По материалам сайта http://autotravel.ru/

Андрей67

«Карельская история».

Трагикомедия в трех частях.

Часть первая. «Страшный сон», или чайники в Карелии.

Началась эта история в 2005 году, когда мы, Андрей и я, не желая страдать от жары на курортах Черноморского побережья, решили махнуть в Карелию. Имея небольшой опыт отдыха на Селигере и решив, что Карельские озера немногим отличаются от Тверских, стали собирать вещи. Взяли палатку-брезентуху 1975 г. рожд., хорошо догадались взять полиэтилен, лодку резиновую одноместную, которую потом карелы окрестили спаскругом, кое-каких вещей (не в Заполярье же едем). Карту Карелии решили приобрести в Петрозаводске, прыгнули в джип (хоть машина, к счастью, оказалась что ни на есть подходящая) и отправились покорять Карелию.

Выехали часов в шесть утра (с 23 июля по 8 августа). То, что неплохо бы знать маршрут еще до поездки, мы поняли уже в Петрозаводске, куда прибыли часам к восьми вечера, когда все книжные магазины были закрыты. В нашем распоряжении были только киоски союзпечати на желдорвокзале, где мы смогли приобрести карту Карелии на одном листе (масштаб: в 1 см. 15 км). Ничего толком не видно, а на обратной стороне фотографии живописных мест Карелии, причем не указано, где эти красоты находятся!!! Что же, решили не ждать утра и открытия книжных магазинов и отправились дальше.

Наивные москвичи, мы рассчитывали свернуть где-нибудь за Петрозаводском или за Кондопогой с асфальта и встать на отдых в живописном месте, озерце или речке (на карте же столько воды нарисовано!). Но не тут-то было! Между Петрозаводском и Кондопогой не то чтобы не было красивых мест, не было свободных мест. Все озера и заливы густо населены дачниками (ну прямо как у нас в Подмосковье), а «гуляющие» по ночам «веселые» карелы совершенно не отличаются от москвичей. И стоило ехать за 1000 верст, чтобы получить то, от чего уехали. Хотелось тишины, спокойствия, первозданной природы.

К нашей радости, на Мурманской трассе иногда показывались люди (шли с ягодами), мы спрашивали у них, где в Карелии красивые места, например реки с водопадами. Они нам дружно указывали на Кивач (если бы мы поинтересовались раньше, то мы бы знали, что Кивач - один из крупнейших равнинных водопадов). Там мы и решили остановиться на ночлег, там более что уже было за полночь, благо, белые ночи в июле еще не закончились.

Неопытные путешественники, мы и не предполагали, что Кивач- это окультуренный водопад с лавочками, киосками сувениров и, разумеется, охраной, и остановиться нам с палаткой тут никто не даст. Пошли пешком осмотреть достопримечательности (это в час ночи!), охрана как-то на нас не среагировала, они там что-то отмечали (все ведь люди), и мы увидели потрясающее зрелище…Воздух остыл настолько, что водопад парил. А если принять во внимание, что ни одного человека там не было, мы с удовольствием наслаждались видом водопада, шумом падающей воды и спокойствием.

Часа в два мы двинулись дальше, так как не спали с шести утра предыдущего дня. Нужно было все же найти место для ночлега. Мы вернулись к нашему «железному коню» и погнали вперед по направлению к Медгоре.

Совсем отчаявшись где-нибудь лечь спать, увидели огни автозаправки на повороте на Гирвас. Окрыленные надеждой что-либо узнать у людей, рванули туда. Местные жители оказались доброжелательными (а кафе на заправке очень даже ничего, поели вкусно, и цены сносные) и показали нам Пальеозеро. К счастью, оно находится прямо на трассе, куда мы и причалили заночевать. Место на самом деле оказалось неплохое: соснячок, камушки... Подъехав к озеру, мы и не заметили, что остановились рядом с летней резиденцией местного бомжа, который прикинулся рыбаком, «команда» которого еще не подъехала, и бедный товарищ остался без палатки (в шалаше), без еды, без лодки…и без удочки.? Зато он быстро соорудил костер и с удовольствием разделил нашу скромную походную трапезу. Утром, когда мы проснулись, костер уже горел, а «рыбак» с нетерпением ждал завтрака. На противоположном берегу озера в лучах утреннего солнца на прекрасном песчаном пляже увидели многочисленную гвардию московских машин. Как же можно так отдыхать? И ради этого стоило так далеко ехать? Такая компания нас не устраивала, поэтому мы двинулись дальше. Бомж просветил нас, что рыбку неплохо ловят в Муезерском. Посмотрев на карте, где это находится, мы решили сначала исследовать окрестности. К тому же «рыбак» нам сказал, что в Гирвасе есть водопад и что там вообще очень красиво. Мы не раздумывая отправились туда.

Водопад оказался рукотворным (бывший лесосплав), есть места, где вода стекает по камням маленькими ручьями естественно и попадает в ламбушку(небольшое озерцо). Место, действительно, красивое, поразили каменные купальни, ну прямо ванны Клеопатры. И вода в них прогретая! Захотелось остаться отдыхать, особенно после тех мытарств, которые мы претерпели в предыдущие сутки. Однако единственное место, удобное для подхода к воде было уже занято. Обойдя окрестности, мы поняли, что без машины встать есть где, но мы не могли бросить нашего «коня» и поэтому нам пришлось довольствоваться местом стоянки местных рыболовов, которая находится на обрывистом берегу (крутой спуск к воде метров 25, решили подкачать ноги!). Лодку спустили на воду один раз, там ее и пришвартовали. А палатку разбили в симпатичном соснячке наверху. И вы думаете, мы начали отдыхать? Нет, не судьба. Во-первых, спуск-подъем к воде нас «скосил» за несколько часов, во-вторых, рыбка что-то не клевала, хотя местная ребятня сказала: «Смотри, дядя, как нужно ловить»,- и за час вчетвером натаскали рюкзак щурят. В-третьих, как-то стало не по себе, когда мы разглядели, какие у них удочки. Сами они выглядят оборванцами, а спиннинги такие, что нам и не снились (карбоновое удилище с пробковой рукоятью и катушки от 300 долларов). Откуда такое богатство? В очередной раз, спускаясь вниз, мы обнаружили одного из них, крадущегося к нашей лодке со снастями. А тут еще местный товарищ подошел рыбку половить и разъяснил ситуацию, что тут народец, действительно, не чист на руку. Мы собрали свои вещи и «пулей» уехали отсюда, потому что поняли, что к утру у нас не будет ни лодки, ни удочек. А время было семь вечера. Ночные приключения продолжаются. Мы вновь на Мурманской трассе и движемся на север.

Продолжаем нырять во все заезды, нужных мест для стоянки не попадается. Около Медвежьегорска ландшафт меняется, местность, действительно, становится очень красивой. Равнина сменяется горами, пусть и не очень высокими. Нам здесь нравится, и мы решаем углубляться влево от трассы в сторону Юстозера. Опять же спрашиваем у местных, где здесь красивые места. Они указывают на речку Поросту (мелкая речушка, на нашей карте отсутствовала) и говорят, что байдарочники по ней ходят. Так как время было, мягко говоря, вечернее и надо было искать ночлег, мы не стали сворачивать в лес и колобродить там ночью, поэтому двинулись вперед по асфальту, а потом и по грунтовке по направлению к Поросозеру. Ничего подходящего для отдыха не встретилось (в Юстозере даже и озера не было). Да и так по сторонам - ничего интересного. А на дворе, вообще-то, ночь, и очень хочется баиньки. Не доезжая до Поросозера, повернули направо. И через 500 метров произошло нечто… Андрей увидел в зеркало заднего вида, что откуда-то из леса выехала машина. А так как мы ехали не спеша, то нас быстренько нагнала «Ока» с московскими номерами, из которой выскочил дедок и стал нас тормозить. С виду компанейский такой, земляк вроде, а сам все расспрашивает, что у нас есть: лодка, мотор, ружье. Выяснив, что у нас одноместная резинка, а обо всем остальном вообще забыть можно, пришел в ужас – чего, мол, в Карелии без моторки делать (это мы потом и сами поняли), стал звать к себе в избу погостить – баню обещал, рыбалку. А изба у него на острове, там сейчас его приятель живет, дед из ружья стрельнет, а он за ним (и за нами тоже) на лодке приплывет, а машину на материке надо оставлять (в 1 км от острова). Я сразу обрадовалась, что такой дед нам с неба «свалился», а Андрей сел в машину – и не рад что-то. Пока ехали за дедом (он нам дорогу показывал), рассуждали о том, зачем мы этому деду сдались. Мысли приходили разные: или содрать денег с москвичей за проживание, или, может, чего еще похуже. Короче, мы решили, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и вместо того чтобы свернуть перед дер. Гумарино налево вслед за дедом, проехали в саму деревню и, очень усталые, уснули прямо посреди деревни в машине.

Проснулись, вокруг нас люди ходят, разглядывают, к кому приехали. Мы с местными пообщались насчет деда, да так ничего не выяснили, кто он, чего хотел. Спросили про Поросту, нам показали, где проехать, и искатели приключений поехали дальше.

Солнце светило, было тепло, и лес не казался таким мрачным, как ночью. Мужчина с девочкой ехали на мотоцикле за морошкой, мы поехали за ними, потом они свернули на болото, а мы занялись поисками реки. Ехать по болотным гатям было неприятно, поняли, что после дождя можем и не выехать обратно. Чем дальше в лес, тем дорога становилась все хуже и хуже и наконец совсем кончилась. Оставили нашего «мустанга» и пошли пешком. Ведь где-то должна быть река!!! Ее вскоре увидели издали, подъезда к ней не было. Обратили внимание на то, что дорога была завалена деревьями, причем не в хаотическом порядке, а ровненько, справа и слева, будто кто специально валил их (человек или зверь). Вспомнилось тут неладное, да и далеко в глухомань забрались. Что случись – кричи не кричи – никто не услышит. Подумалось, что беглые «урки» тут могут скрываться, вообще «весело» стало. Ноги в руки – и обратно на грунтовку искать место для отдыха.

И тут господь сжалился над нами и вывел на красивейшую речку Лужму, которая соединяет озеро Селецкое и Сегозеро. Сначала нырнули в лес, около реки заметили две машины, палатки, шатер москвичей. Комаров было столько, что даже выйти из шатра было просто нереально, не говоря уже о рыбалке. Ну и что здесь за отдых? Зато встретили местного, который ловил на перекатах речную форельку (потом нам удалось полакомиться этой рыбкой: при жарке напоминает лосося из консервной банки). В комарином логове вставать не стали, нашли продуваемое место на излучине реки, наконец поставили палатку и стали отдыхать. Кроме нас там никого не было. А наутро, к нашему великому удивлению, мы проснулись в оживленном рыбацком обществе. Дело в том, что была суббота, и питерские нахлыстовики устремились на выходные ловить лосося, которй, оказывается, по Лужме идет партиями на нерест.

Рыбаки не поверили, что мы не знали, что река лососевая и что за снаряженный спиннинг около реки налагают бешеный штраф. (Наверно, они решили, что мы специально прикидываемся туристами). Окушков здесь, форель мы, конечно, половили, но жить в постоянном ожидании рыбнадзора напряжно, и мы через три дня двинулись на Белое море, решили порыбачить и там. Кроме того, начался такой ливень, что нашу старушку-брезентушку попросту «смыло». Неизгладимое впечатление произвели на нас грибы, которые достигали гигантских размеров и росли прямо вдоль грунтовки.

И вот опять дорога «серою лентою вьется», посмотрели по карте, что ближайший подъезд к морю в районе Беломорска. Туда и поехали. На место прибыли между двумя и тремя часами ночи. При въезде в город – огромная зона (лесоповал). Вспомнились сразу сталинские лагеря, строители Беломорканала…Дома в городе, в основном, деревянные. Ночью колобродило немало пьяных. Наше желание – отсюда отправиться на Соловки – сразу исчезло, потому что мы поняли, что оставить нашу машину здесь очень опасно, останутся от «мустанга» рожки да ножки. Вид крайней бедности жителей и убогость их жилищ просто поразили. Решили переехать Беломорканал, повернуть направо и исследовать Беломорское побережье в плане рыбалки. Пока ехали по грунтовке (кстати, неплохая для Карелии), «созерцали» сплошняком простреленные дорожные знаки. Понимали, что тут «молодежь» резвится не на шутку, здесь просто «уркин край».Когда силы были на исходе, а время приближалось к утру, мы въехали в деревеньку, подъехали к морю, встали на песчаном берегу и уснули прямо в машине.

Проснулись часов в 9 и страшно удивились, что машина стоит почти в воде. Оказывается, начался прилив (приливы-отливы здесь каждые 6 часов). Я вышла из машины, подошла к воде… Вода прибывала с такой скоростью, будто дома заполняется ванна. Восторгу не было предела! К нам подошел местный дед, который сказал, что рыбалка сейчас никакая, приезжайте, говорит, в октябре, вот тогда наловите рыбы (карелов в этом плане слушать нельзя, потому что рыбалка у них начинается тогда, когда за день поднимают 150-200 кг. рыбы). Но мы тогда этого не знали. Пожалев, что у нас нет лодки с мотором, чтобы поехать на ближайшие острова, мы развернули «верного коня» и отправились искать отдых на речках и озерах, поняв, что море нам покорять просто не на чем. В лучах летнего солнца Беломорск уже не выглядел мрачным, возвращаться туда больше не хочется и сейчас. Здесь просто «воздух пахнет смертью» (Мандельштам). Когда едешь вдоль Беломорканала к Мурманской трассе, видишь многокимлометровые кладбища.И тут, действительно, понимаешь, что канал построен «на костях». Вот где детям надо изучать историю! По учебникам этого не прочувствуешь.

Дальше, на север Карелии, решили не забираться, поэтому повернули в сторону Медвежьегорска, собираясь опять поискать озеро. Свернув опять на Юстозеро, мы не стремились углубляться дальше, а местные рассказали, что очень красиво на Маслозере (100 км по грунтовке – и вы там). Исколесив 2,5-тыс. верст по Карелии, мой дяденька готов был плюхнуться кверху пузом где угодно. Поэтому, когда по дороге встретилось Сегозеро, «нырнули» с дороги направо и встали на берегу напротив пос. Паданы. Как вы понимаете, напротив поселка вид был не особо радостный, но нам было уже все равно (плюс ко всему потом выяснилось, что мы жили, «как рыбки в банке», потому что в каждом доме есть приличный бинокль, в который люди рассматривают «окружающий мир»). Вода в Сегозере прохладная, но все равно купаемся, загораем, пытаемся исходя из мореходности нашего судна рыбачить. Окушки, плотва, лещи…и вот в один прекрасный день за все наши страдания судьба дарит подарок. Когда Андрей вышел на очередной промысел, увидел, что к нему приближается карельский корабль (самодельная деревянная лодка метров 7 в длину с дедом на веслах (и везет же нам на дедов!)) Но в этот раз нам, действительно, повезло. Дед оказался просто мировой. Он, как хозяин, осмотрел берег (не загрязнили ли), удостоверился, что мы за люди, выпил рюмочку под манную кашку и позвал на рыбалку. Вот это рыбалка! Тут же, около нашего лагеря, оказывается, его место и есть. На обычного червя мы ловили плотву и окушков, будто в ванне. Опускаешь – вынимаешь. Кроме того, Андрею пришлось побороться со щукой, которая вцепилась в плотву, уже севшую на крючок. Леска не выдержала – щука победила. Но сколько эмоций! После такого влюбляешься в Карелию навсегда. Так мы провели оставшуюся неделю с дедом, ловя рыбу, собирая малину, помылись в хорошей баньке. Но самое интересное случилось в последний день. Дед позвал Андрея на охоту (за лососем). Женщин оставили дома перебирать чернику, а сами отправились в море. Был дождь и штормило. Я все время подходила к окну – лодки, естественно, не было видно, барашки бежали вовсю, но меня успокаивали, говорили: «Это разве шторм? Шторм – это когда противоположного берега не видно». Дальше предоставляю слово участнику охоты, дабы мой рассказ не был похож на игру в «испорченный телефончик».

Андрей: Начну с того, что плавать я не умею, а могу держаться на воде некоторое время. Плюс ко всему ни о каких спасжилетах не могло быть и речи, так как карелы считают этот вид одежды позорным. И вот представьте меня сидящим пассажиром в деревянной лодке, которая при ударе о каждую волну скрипела так, что будто бы сейчас развалится на щепки. А ржавой банкой из-под краски нужно было постоянно вычерпывать воду. Каково же было мое состояние, когда до берегов расстояние слабой видимости (по 1,5 км в каждую сторону) и волна такой высоты, что, находясь внизу, не видишь берега. Согласитесь, ситуация не для слабонервных. И когда я положил руку на борт, держась за лодку, дед посмеялся и сказал, что мои зрачки «ушли в точку». Я тоже в ответ нервически улыбнулся, желая изо всех сил «не упасть лицом в грязь». А дед гребет и приговаривает: «Хорошая погодка начинается…» Только в такую погоду есть вероятность изловить лосося. И он был прав. Спустя некоторое время – сразу две поклевки. Дед взял леску и стал тянуть ее руками, накидывая кольца на дно лодки. Тут же последовала поклевка и на мой спиннинг. В азарте я не заметил, как дедовская леска оказалась на моей катушке. И подтянув лосося метров на пять, я понял, что катушка заклинила, образовав из лески «хорошую бороду». Конечно же, рыбка уплыла, а дед свою не упустил. Затем мы поплыли домой. Увидев мои зрачки, жена деда корректно сказала, какой я азартный рыбак. Выпив залпом полный граненый стакан водки (без закуски), я не почувствовал ни малейшего хмеля. Вот это рыбалка!!! Попытки деда поймать меня «на слабо» не увенчались успехом, и после обеда мы отправились на охоту опять.

На следующий день мы двинулись в Москву, и уже через сутки рассказывали друзьям о наших приключениях.

Часть 2-я. 2006

На следующий год мы подготовились к поездке в Карелию более основательно. Приобрели корабль «Бриг-380», правда, с моторчиком «Ветерок-12», брезентушка была отправлена на пенсию, ее заменила новая «Ладога 2» (Normal). Палатка просто супер, выдержала испытания на все пять. Взяв минимум вещей и продуктов, мы отправились по-настоящему отдыхать сразу на Сегозеро (тогда там еще не было турбазы и постоянно курсирующих катеров, поэтому было тихо, спокойно). Мы были там с 25 июля по 12 августа.

Те, кто отдыхают в Карелии, вероятно, заметили, что июль чаще дождливый и холодный, а вот август очень даже приятный. Шесть дней дубака в июле привели нас в отчаяние. Пуховики не снимались вовсе, жить можно было только у костра. Термометра у нас не было, но днем было не более десяти градусов. Мы мужественно пережили эти холода, натянув на себя все,что было, из одежды. И за это были вознаграждены теплыми днями августа, когда в ход пошли майки, шорты и купальники. Хочу отметить, что выбор места стоянки на водоеме имеет огромное значение. Во-первых, комаров было не больше, чем в Москве, во-вторых, очень забавно было наблюдать, как мой дяденька важно разгуливал по песчаному пляжу, грея на солнышке свое пузичко, на зависть тем, кто на противоположном берегу (в километре от нас) ходил в пуховиках с капюшоном, затянутым по-осеннему. Они, вероятно, недоумевали, как мы можем загорать в такой дубак.

Погода менялась очень быстро, как по мановению волшебной палочки. Утром холод, днем сняли пуховики, а на следующее утро уже загорали. В эту поездку удалось посмотреть, как растет морошка (она в конце июля уже почти сошла), а также впечатлила свежая медвежья тропа. Только теперь мы воочию убедились, что медведи здесь все-таки водятся. Не зря карельский дед, когда мы плыли вдоль острова, говорил: «Миша, завтра я уезжаю домой, детей не пугай». Это он разговаривал с медведем. Дед нам, кстати, поведал, что нельзя кости от рыбы кидать в костер, этот запах привлечет змей.

Карелию мы в этот раз увидели по-настоящему, то есть с воды. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Часть 3-я. 2007

1-11 августа и 12-24 августа.

Третье путешествие было уже совсем серьезное (ездили впятером, брали подрощенного 12-л. рыбака и еще с нами была семья из двух человек), состояло из двух этапов. В этот раз решили порыбачить на Белом море. Помня предыдущее посещение Беломорска, туда соваться не стали. Кемь посчитали густо населенной, поэтому свернули на море в районе ст. Кузема и остановились в заливе недалеко от дер. Поньгома (там же в реке Поньгоме брали воду для питья). Что же такое рыбалка на море? Познакомившись с местными рыбаками, узнали, что можно рыбачить на пескожила (морского червя), которого добывают на отливе. Эта зараза такая шустрая, что на третий день сломались все лопаты. И сам червяк выделяет какую-то кислоту, так что наш самый младший член экипажа, почесав щеку после червяка, получил что ни на есть настоящий химический ожог с шелушением и последующим потемнением кожи. Так что будьте осторожнее! На этого червя ловили навагу, которой первые два дня и питались. Для изучения местной ихтиофауны пустили сеточку прямо возле лагеря. С ее помощью мы познакомились с пиногором (чудо-рыба марганцовочного цвета с присоской на пузе, очень, впрочем, съедобная). От сети через пару дней ничего не осталось, так как совершенно обнаглевшие морские котики (или зайцы, как их называют местные) ходили к ней завтракать ,обедать и ужинать, съедая весь крупняк и делая в ней огромные дыры. Вот уж, действительно, рыбнадзор отдыхает! Лишившись сеточки, ихтиофауну стали изучать «вручную» (пошли в море со спиннингом). То ли слишком жарко было (воздух- 25, а море прогрелось до 20), то ли вода сильно опреснилась вследствие шедших весь июль дождей, но фауна была скудная. Самый большой улов составил 9 рыбок трески на троих рыбаков. Но зато что это была за рыба! Необычайно жирная (так что жир тек по рукам во время еды), она очень вкусна и копченая, и жареная, и вареная.

Судоходство в этом районе Беломорья крайне опасное, выйдя от берега в открытое море, вы неожиданно встретите луды, где вам будет по колено. На них мы обнаружили морские звезды. Смотринами не ограничились, и наш юный рыбак, скинув одежду, рванул на дно отдирать их от камней, оглядываясь, как бы его не цапнул за зад морской заяц.

А на следующий день вдоль всего побережья наблюдалось массовое «самоубийство» медуз. Просто весь берег был усыпан. Случайно это или нет, но утром поднялся шторм. А наши дяденьки в это время уже были в море. Тут есть смысл вставить «прямое включение» одного из участников этого «заплыва».

Андрей: С утра погода и настроение были замечательные. Мы рванули в море километров за 15 от берега, где был уже раньше обнаружен архипелаг скалистых островков. Так как наш младший член экипажа был в качестве юнги, ему было дано задание, высадившись на островке с двумя спичками в коробке, разжечь костер. Каково же было наше изумление (а ветер был о-го-го), когда спустя 20 минут из-за бугорка потянулся дымок, обойдя островок, обнаружили нашего юнгу валяющимся между двух кустиков красной смородины и жадно пожиравшим ее. Костер успешно полыхал. Ну что сказать, был бы начфлотом, дал бы мичмана. Возвращение в лагерь чуть не обернулось трагедией. Когда мы «болтались» в окружении островов, длинная и большая волна стала настораживать. И интуиция меня не подвела. Возвращались мы в вертикально стоящей лодке, сопротивляясь огромным волнам и встречному ветру. Все попытки лавировать вполгалса казались детской игрой. Старый шкипер молча налил себе водки и демонстративно «лег на дно», а по прибытии в лагерь поспешил принять холодную ванну в морской капусте. Причем на нашем крейсере на тот момент была уже 30-ти сильная «Ямаха».

Находясь на берегу, я ежедневно «наслаждалась» видом до смерти измученных байдарочников, с упоением хваставшихся количеством выпитого спирта, которые в ожидании «грузового такси» сидели у нашего костра и с удовольствием принимали в дар все съестное.

Побыв 10 дней на море, поспешили на Сегозеро, которое за две предыдущие поездки стало родным. Там и провели остаток отпуска, наслаждаясь в этот раз купанием, ловлей рыбы, которая в жару клевала хуже, и тем, что за пресной водой не надо было никуда ездить.