Москва - Литва (август 2005)

Mr. Globus

Немного припоздал я с отчетом, но в те края многие счас направляются и м.б. будет кому интересен наш опыт :)

В начале лета 2005 года мы начали планировать маршрут на августовскую поездку в отпуск. С конечной точкой маршрута мы определились достаточно быстро: учитывая нового члена нашей команды, годовалую дочку Нику, и то, в конце осени мы ждали еще прибавление в семействе, было решено ехать в хорошо знакомую Литву. Переведя 100 евро, мы забронировали квартиру в частных апартаментах «Prie Azuolo» , в поселке Иодокранте, на Куршской косе. Но, после нашего успешного путешествия в Архангельск в мае этого года, нам хотелось сделать дорогу в Литву интересной и познавательной.
После долгих прений в конфе «Отдых и Путешествия» на auto.ru и консультаций с бывалыми людьми, был намечен маршрут. Он складывался из множества факторов: хотелось побывать летом в Белозерске, Ферапонтово и Кирилове, но ужасно надоело ездить по М8 через Вологду. Хотелось побывать в Изборске, но не хотелось делать большие крюки (ехать от Белозерска через Тихвин). В результате, он получился следующим: Москва – Ярославль – Пошехонье – Череповец – Белозерск – Липин Бор – Феропонтово – Кириллов – Белозерск – Устюжна – Пестово – Боровичи – Крестцы – М10 – Новгород – Шимск – Сольцы – Псков – Изборск – Палкино – Остров – Опочка – Себеж – Полоцк – Глыбокое – Ошмяны – Вильнюс – Клайпеда – Иодокранте.

Литовские визы делали самостоятельно, получив приглашение от знакомых из Клайпеды. Можно было бы обойтись и без него, но нам хотелось пробыть в Литве 12 дней, а визу без приглашения (или подтверждения своей платежеспособности) можно получить только на срок до 10 дней. Единственное ноу-хау, опробованное в этот раз – я получал визы один, на всю семью. Ника была вписана в мой загранпаспорт, а от Ани у меня была нотариальная доверенность на получение визы. Обратите внимание, что для получения визы на ребенка вписанного в загранпаспорт родителя, обязательно должна быть вклеена фотография, независимо от возраста.

В СК «Русь» была куплена польская «гринкарта» на всю Европу, включая республику Беларусь, всего за 25 долларов.

Незадолго до выезда были забронированы по телефону гостиница в Белозерске (ул. Дзержинского, 18а, тел 8-(81756)-211-86), гостевой домик в Изборске (г. Изборск ул. Печорская, д. 39, тел. (248) 9-66-96) и гостиница в Вильнюсе . Гостиницу в Новгороде, где предполагалась еще одна ночевка, решили не бронировать – их там много и места точно найдем.

Итак, 6 августа, примерно в 10.00 утра, мы выдвинулись с дачи в Мамонтовке, по ярославскому шоссе (М8) в сторону Ярославля. Средство передвижения – Honda C-RV, 1998 года выпуска, правый руль, пробег на момент старта 89 000 км. Я – за рулем, Аня – штурманит, вооружившись атласом и распечатками описания маршрута, а Ника, в детском кресле сзади, сразу решила продолжить прерванный сборами сон.

День первый

Цель в этот день стояла следующая: проверить опытным путем качество альтернативной дороги до Белозерска. Т.е ехать не через Вологду, а через Пошехонье и по берегу Рыбинского водохранилища.
Без всяких приключений достигли Ярославля, прошли его насквозь и двинулись в сторону Вологды. На объезде Данилова мы заправились на всякий случай, т.к. не знали, как обстоит дело с бензином до Череповца и сразу после АЗС обнаружили поворот налево с указателем «Пошехонье». Дорога до Пошехонья достаточно узкая, но вполне в рабочем состоянии. Въехав в город, мы сразу увидели кучу перетяжек, которые рассказали нам, что именно сегодня в Пошехонье празднуют День города. Это нас порадовало и, подъехав к центральной площади, мы отправились праздновать, слившись с широкими массами пошехонцев. В центре площади стоит памятник Ленину. Как потом выяснилось – это была символическая встреча: далее, по всему маршруту, мы встречали разнообразных Ильичей. Вся площадь была уставлена палаточками, в которых продавали все что угодно, начиная мороженным и заканчивая зимней обувью. Мороженное оказалось вкусным, а на обувь мы не соблазнились :0).
На берегу реки Согожа, которая впадает в Рыбинское водохранилище, работал детский парк аттракционов. Выглядели они очень стремно, явно построены были еще в советские времена, но, тем не менее, пользовались популярностью у местного населения. И мы рискнули! Это были первые в жизни Ники покатушки на аттракционах – мы сидели на самом носу пароходика на колесах, который двигался по кругу, издавая душераздирающие скрипы. По-моему, она не совсем прониклась фишкой и сидела у меня на руках, очень серьезная и сосредоточенная. Катали нас минут пять и к концу этого процесса у меня уже началась «морская болезнь».
Недалеко от аттракционов находится небольшая пристань, с которой отправлялся экскурсионный пароход. Но очередь желающих была очень большая, и мы решили туда не лезть.
Возвращаясь к машине, мы пытались отыскать в продаже пошехонский сыр, на наличие которого вроде бы указывало название города, но так и не нашли.

После Пошехонья дорога к Череповцу (Р104) идет вдоль берега Рыбинского водохранилища, постепенно удаляясь от берега. Асфальт не плохой, но местами попадаются «волны». В какой-то момент, мы решили выехать на берег перекусить и искупаться, но, поплутав по прибрежному леску минуть десять, наткнулись на непроходимый для нашей машины участок и вернулись на трассу. Перед Череповцом была засада ГАИ, но мы ее успешно проскочили, спрятавшись за «спонсором».
Сам город прошли насквозь, не останавливаясь. Череповец особо ничем нас не поразил, хотя может быть мы не очень старались найти там красоты. Запомнился только мост через Шексну.
После Череповца выехали на трассу А114 (Вологда - Новая Ладога), которая достаточно загружена на этом участке. Проехав по ней около 20 км., свернули в сторону Белозерска (Р5). Замечательная дорожка с частично свежим асфальтом. На подъезде к Белозерску начал накрапывать дождик, что несколько нас расстроило.
Заправились на единственной в городе АЗС, находящейся на выезде из города в сторону Липиного Бора, и поехали заселяться в гостиницу, где был забронирован номер «люкс». Сама гостиница старая и обветшалая, номера такие же: в санузле, вместо зеркала над умывальником, был прикреплен осколок треугольной формы. Пахло там тоже не очень… Ну, вообщем, стандартный «люкс» :0)
Разместившись и перекусив, отправились гулять по городу. В дорогу мы взяли с собой замечательное транспортное средство для Ники – трехколесную коляску - трансформер “Jane”. В сложенном виде она замечательно поместилась за переднее пассажирское сидение. Отличная вещь для путешествий с маленьким ребенком, т.к. ее достаточно большие колеса и поворотное переднее колесо позволяют без проблем проехать практически по любой дороге. А если ребенок вдруг начал засыпать, то опустив спинку, можно предоставить ему приемлемые условия для сна.
Вдоль берега озера Белое идет канал, который отделен от самого озера тонкой каменистой косой, поросшей кустарником. Судя по стоящим в канале старым суденышкам, когда-то он был судоходный, но теперь обмелел. На наших глазах, пьяный подросток, стоя по пояс в воде посредине канала, ловил селитерных лещей, плавающих на поверхности.
Через канал в нескольких местах перекинут мост, по которому можно пройти (и проехать) на косу. Выйдя на берег озера, у нас появилась идея пройти по косе до мола, который виднелся на расстоянии километра. Не делайте этого! Как потом, оказалось, войти на косу можно только по мостику, от которого начинается ул. Дзержинского (на которой находится гостиница). Хорошо, что мы вовремя остановились и повернули обратно – тропинка, удаляясь от моста, делается все уже и пройти по ней с коляской очень трудно.
Вернувшись на «большую землю», мы прошлись еще по городу, купили в «супермаркете» (именно так он и назывался!) кое-что из еды и отправились спать.

День второй

На это день у нас была намечена «петля»: Белозерск – Липин Бор – Ферапонтово – Кириллов – Белозерск. Выехав часов в 10.00 утра из гостиницы, мы остановились около остатков крепости в центре Белозерска и в магазинчике напротив входа купили парочку сувениров.
К Липиному Бору от Белозерска ведет вполне приличный грейдер. Через 15 км. от Белозерска нужно пересечь Шексну на пароме. Зимой в этом месте сооружают понтонную переправу, мы ей пользовались в январе 2003 года. Паром ходит раз в час – мы ждали его минут 40, и за это время мимо нас проплыли несколько баржей с лесом.
Первая остановка по маршруту в селе Ухтома. Заслуживает внимание деревянная церковь на кладбище, на въезде в село. Еще две церкви в самом центре села: каменная сильно разрушена, но на стенах есть остатки росписи и фрагменты деревянного иконостаса. Рядом с ней – деревянная, сохранность чуть лучше, но стоит она как-то странно: такое впечатление, что ее перевезли из другого места и кое-как поставили.
Следующий населенный пункт по маршруту – поселок городского типа Липин Бор. Т.к. возник он сравнительно не давно, то никаких исторических ценностей в нем нет. Зато есть пляж – для Ники это был шок! Во-первых, столько песка за раз – это никак в ее голове не укладывалось. А во-вторых, папа разделся и ушел в ….. бооооольшую ванну. Ника никогда не видела даже озера, а тут – целое море! Вообщем, ребенок уселся на песок и начал. реветь в голос
До того момента, когда можно поплавать, нужно достаточно долго идти по колено в воде, как на Балтике. Вода теплая, но мутноватая. Когда я вернулся на берег, Ника уже успокоилась и начала осваивать все премудрости игры в песочек :0)
Из Липиного Бора выезжаем на отличное асфальтовое шоссе Р5 (Вологда – Вытегра) и едем в сторону Феропонтово. Музей с фресками Дионисия был открыт и мы все подробно посмотрели. Купили несколько сувениров – Аня выискала очень аутентичную дамскую сумочку в стиле «древнерусское этно». Погуляли внутри монастыря, и пошли купаться на озеро. Правда, оказалось, что весь берег уставлен табличками «Купаться запрещено!» - типа, местные жители воду берут из этого озера для питья. Мы отошли подальше от мест водозабора и с удовольствием искупались в очень теплой и чистой воде. Ника совершенно не прониклась этим развлечением и орала в голос, сидя на руках мамы.
Следующей остановкой по маршруту был Кириллов. Т.к. мы уже несколько раз подробно осматривали Кирило-белозерский монастырь, то в этот раз мы в него не пошли. Ограничились обедом в кафе при гостинице. Достаточно дешево и не очень вкусно.
От Кирилова к Белозерску опять идет грейдер и опять паром через ту же Шексну. Кстати, оба парома бесплатные и работают не круглосуточно! Имейте это ввиду, планируя маршрут в тех краях.
Вернувшись в Белозерск достаточно рано, мы отправились гулять по городу и обошли его практически весь: прошли вокруг всей крепости, нашли единственную сохранившуюся деревянную церковь , монумент с танком времен ВОВ, огромную заброшенную церковь очень необычного вида и памятник Ленину, который славится своим микроскопическим размером.

День третий

В этот день мы по плану должны были доехать до Новгорода.
Вернувшись на трассу А114 тем по той же дороге, что и привела нас в Белозерск, доехали до поворота на Устюжну, недалеко от которого есть хорошая Лукойловская АЗС, на которой мы залили полный бак. До Устюжны идет хороший асфальт, сам городок не большой но, переехав реку Молога, мы свернули не в ту сторону и слегка заплутали в нем. Не зря: нашли очень милую церквушку и памятник Ленину неподалеку.
После Устюжны дорога портится и на подъезде к Пестово становится совсем плохенькой. В Пестово мы планировали перекусить в каком-нибудь кафе, но из трех обнаруженных – два не работали, а в последнем мы не рискнули ничего покупать. Решили закупить провизию в продуктовом магазине и искать местечко для пикника на маршруте. Наметив по карте озеро Меглино, как возможную точку для привала, добрались до него и попытались подъехать к берегу. Но не смогли – очень топкие берега. Пристанище мы нашли на единственном песчаном пляже этого озера, который находится в 50 метрах от шоссе и пользуется большой популярностью у местного населения. Пока Аня «накрывала на стол», я искупался, а Ника занялась игрой в песок , которая ей уже успела полюбиться.
Дорога до Боровичей с хорошим покрытием, но на подъезде к городу мы видели достаточно крупную аварию с участием лесовоза и пары легковушек. ГИБДД уже было на месте, потому помощь предлагать не стали.
В Боровичах немного поплутали. Дорога идет через самый центр города, и хоть я лет 10 назад там несколько раз был, вспомнить оптимальный маршрут сразу не смог. Указателей нет, зато есть куча односторонних улиц и если один раз свернул не туда, то вернуться на правильный маршрут проблематично. От Боровичей до Крестцов (пересечение с Е105) идет отличная дорога, после Окуловки она становится очень живописной и проходит через лучшие (на мой взгляд) места на Валдае.
По трассе Москва-Питер (Е105) мы без приключений добрались до Великого Новгорода и особо не раздумывая, сняли номер в «Волхове». Как обычно, неприятно удивила стоимость стоянки, находящейся позади гостиницы: 200 рублей ночь. Зато качество номеров и сервис в гостинице явно улучшилось за последние несколько лет. Особо мне понравилось наличие лифта (раньше не было) и бара прямо на ресепшене – пиво можно купить «не отходя от кассы». Обустроившись, мы пошли гулять в Кремль и заодно посетить находящийся там ресторан «Детинец». Погуляли хорошо, а вот с «Детинцем» - обломились: все места на веранде были заняты, а сидеть в мрачном зале, в такой теплый летний вечер, абсолютно не хотелось. Особо не расстроились и, обойдя весь Кремль по внутреннему периметру, вышли снова к входу. Слева от него, нашелся очень милый 2-х этажный свежепостроенный ресторанчик: на первом этаже кафе, а на втором полноценный ресторан, где мы замечательно покушали. Ника веселилась от души, приставая к немногочисленным гостям, и с удивлением разглядывала всяческие дизайнерские изыски, украшавшие ресторан.
На обратом пути в гостиницу, у нас случилось ЧП: уставшая от такого долгого и тяжелого дня Ника, капризничая, умудрилась выпасть из коляски – прямо головой в асфальт. Расшибла голову :0( Пришлось вспоминать азы медицинских навыков и мазать ребенка перекисью водорода и зеленкой.

День четвертый.

Утром погода испортилась: похолодало, и небо было затянуто тучами. Позавтракали прямо в гостинице – завтрак был включен в стоимость номера: страшная гадость. Почему нельзя за немалые деньги нормально покормить гостей, совершенно не понятно.
За этот день мы хотели доехать до Изборска, при этом, проверив, есть ли прямая дорога на Псков от Сольцов, т.е. без заезда в Порхов. Выехали их Новгорода по А116 – очень милая и живописная дорога. Трафик не большой, а после Шимска он и вовсе сходит на нет.
Прямую дорогу мы нашли очень легко – нужно ехать все время прямо, не поворачивая на Порхов, даже если туда уходит главная дорога. На последних 10 км «прямой дороги» начинается не очень понятное покрытие: асфальт с элементами грейдера, но без ям, т.ч. можно было спокойно держать крейсерские 120-130 км/ч.
Из-за начавшегося дождя, сорвались наши планы устроить пикник где-нибудь перед Псковом, т.ч. обедать пришлось в самом городе, в каком-то кафе. Слава богу, оно было совсем пустым – Ника, насидевшись в машине, устроила целое цирковое представление. Спасибо официантам, они очень адекватно реагировали и всячески развлекали дите, пока мы обедали.
После обеда, мы сразу взяли курс на Изборск, где у нас был заказан номер в Гостевом доме. Найти его в самом городке (а скорее поселке), достаточно проблематично: надо долго петлять по узким кривым улочкам, попутно спрашивая дорогу у редких аборигенов.
Гостевой дом стоит в очень живописном месте и представляет собой 2-х этажный деревенский дом, больших размеров и вполне цивилизованно оборудованный внутри. Мы бронировали 2-х комнатный «люкс» с душем – оценка «5 с плюсом». ИМХО ночевать там намного лучше, чем в убитых номерах гостиницы «Рижская», в Пскове. С балкона нашего номера открывался замечательный вид на крепость. Вообщем, нам очень понравилось.
Неожиданно распогодилось и выглянуло солнышко. Мы отправились гулять, сначала к «Словенским ключам»: их 12 штук и каждый из них является узким специалистом по лечению какого-нибудь недуга. Нике ключи не понравились – очень шумно, зато рядом в речке плавала стая гусей – вот это вещь!
Оторвав ребенка от птиц, через поле мы пошли к «Труворову городищу» - огромному холму , на котором располагается старое кладбище (им пользуются по сей день), остатки древних укреплений и стоит очень аутентичная Никольская церковь (XVII век). Основной фишкой кладбища является «Труворов крест» - древняя могила с крестом, в которой по легенде и похоронен сам Трувор. По легенде, он был одним из трех братьев (Рюрик, Синеус и Трувор), которых призвали княжить славяне и которые основали Псков, Белозерск и Изборск соответственно. Невольно, наше путешествие коснулось всех городов, с которыми связаны имена этих братьев.
Спустившись с холма, мы вернулись к Гостевому дому: сели на машину, и съездив за пивом, поехали осматривать саму крепость. Классная крепость, внушаить! (ц) Но больше всего нас позабавило то, что внутри крепости есть жилые деревенские дома, на которых прибиты таблички с названиями улиц (!!!) и номерами домов. Сразу вспомнился все тот же Белозерск, где внутри крепостных стен стоит школа и пара домов с адресом «Ул. Советская, дом…..».
Уже поздно вечером, началась гроза – а я сидел на балконе, курил сигару, пил пиво и любовался крепостью в отблеске молний ….

День пятый.

Погода испортилась откровенно. Накрапывал мелкий дождик, и было существенно холоднее, чем накануне. За этот день нам нужно было достичь Вильнюса, проехав через Беларусь и справившись с проблемой погранперехода РБ-Литва: п/п «Лаворишкас» был закрыт на реконструкцию, и нам предстояло сделать крюк и проехать через п/п «Медининкай».
Чтобы не возвращаться в Псков, мы поехали через Палкино и выехали на Е95 недалеко от города Остров. Вполне нормальная дорожка, узковата и идет через много деревень, но асфальт в основном хороший. Дальнейшая дорога прошла практически без приключений: до Опочки трафик достаточно напряженный, от нее мы ушли на Себеж, и дорога практически опустела. Перед границей с Беларусью мы увидели длиннющий хвост из фур, но легковой транспорт пропускали практически без задержек. Прямо на территории российского погранперехода есть АЗС, на которой мы залились до полного бака. На въезде в РБ мы только оплатили транзит, т.к. страховка у нас уже была куплена в Москве.
Т.к. дорога была хорошо нам знакома, то ехали быстро, и не напрягаясь. Это нас и «погубило». Объездная дорога вокруг города Глыбокае, кончается «кругом», на котором стоит пост ДАИ. Отлично это зная, я скинул скорость до 60 км\ч и с достоинством подкатился к посту. Тут же, выскочили два «гоблина» и радостно махая полосатыми палками, приказали мне остановиться. Оказывается, за те полгода, что нас не было в Беларуси, они успели повысить штрафы за нарушения ПДД и везде понатыкали знаки «ограничение 40 км\ч». И там где я ехал 60 км\ч, надо было ехать 40, и потому я «попал». Долго мы припирались, выясняя, на сколько же я «попал». Начали с полутора тысяч русских рублей, но в результате договорились на 500. Но я, все равно был потрясен этой суммой, т.к. раньше никогда не платил в Беларуси больше 100 рублей.
Доехав до деревни Михалишки (последнего населенного пункта перед п/п «Лаворишкас»), мы обнаружили знак «Тупик» прямо и свернули в сторону Островца и Ошемян. Выехали на Р28 (Минск-Вильнюс), доехали до границы и заправились на АЗС прямо перед погранпереходом. АЗС забавна тем, что к оплате принимают практически любую валюту: доллары, евро, рубли РФ, «зайчики» и литовские литы. Такого «сервиса» я больше нигде не видел.
Переход границы со стороны беларусов, как обычно, изобиловал всякими глупостями, типа «сбегайте воооон в тот вагончик и заплатите 6 долларов», «а теперь вам надо воооон в том окошке поставить печать на эту бумажку» и т.п. Литовцы, опять же, как и всегда, были любезны и предупредительны и быстренько впустили нас в страну.
Доехав до Вильнюса, заселились в наш любимый отель «Е-гестхаус». Кстати, в нем отстроили новый «кусок», в котором расположился ресторан. Когда мы приехали, было уже поздно, и кухня не работала, но мы заказали еду из ближайшего ресторана и отлично провели время.

Отдых в Литве и обратная дорога.

Подробно отдых в Литве, в поселке Иодокранте на Куршской косе, я описывать не буду, т.к. неоднократно это уже делал. Как всегда, все было просто замечательно! Первые несколько дней были, правда, дождливыми и прохладными, но зато последующие дни были солнечными и очень теплыми. Мы загарали, купались и «играли в песочек» ежеднеевно :0)
Уровень сервиса в Иодокранте растет с каждым годом: открываются новые кафешки и ресторанчики, появляются новые гостиницы и апартаменты. В этом году мы жили в одном из них. В нашем распоряжении была большая комната, совмещенная с маленьким кухонным блоком, санузел и застекленная терраска. Для двух взрослых и ребенка – более чем достаточно.
Обратный наш путь ничем особым не отличался. Ночевали мы в Себеже, в мотеле. И хоть нами был взять «номер-люкс», ощущения остались двойственные. С одной стороны, замечательно, что в России появились места, где можно снять номер с душем в любой час ночи (мы в Себеж приехали в 2.30 по московскому времени). А с другой - совершенно не понятно, почему за немалую для мотеля плату, нельзя устранить неприятный запах из туалета и как следует сделать ремонт в комнате. Вообщем, переночевать можно, но не более того. На следующий день, мы устроили «прощальный» пикник в районе Аллоля, где у нас есть любимое лесное озеро. Купались, готовили обед на костре и морально готовились к новой встрече с Москвой.