Москва - Мценск (январь 2007)

yblanter

Мценск от Москвы подальше Боровска, туда, если машины нет, без ночевки не попасть. Вариантов три (плюс комбинации): ночевка в поезде на пути туда, на пути обратно или в самом городе. Подумав, я выбрал ночевку на пути туда и купил за 1150 рублей (надо сказать, это раза в четыре выше, чем я рассчитывал потратить, сюда входит 170 рублей за сервисный сбор агенства и белье) билет в орловский поезд, который отправляется в пол-двенадцатого ночи и приходит в Мценск без чего-то шесть. Взял белье еще до отправления, и, как только вагон тронулся, лег спать, только поэтому смог хоть как-то выспаться (я очень плохо сплю в поездах). Поезд, к сожалению, не опоздал (часа три были бы очень кстати), и в шесть утра я уже сидел в зале ожидания мценского вокзала.

С Мценском я тоже попытался разобраться заранее,

(тут уже исправленная версия), но это оказалось не так просто. Информации нашлось немного, карты нормальной Мценска в сети нет (я даже свою схему собрался нарисовать), хорошо, хоть что-то нашлось. Так что первым делом я пошел на разведку - проверять, соответствует ли картина Мценска, которая составилась у меня в голове, хоть какой-то действительности. Оказалось, корреляция с действительностью имеется. Вернулся на вокзал, позавтракал в заведении, справедливо называемом "буфет" (три столика), взял чай с пирожным, заплатил 21 рубль, как сейчас помню. В девять рассвело, пошел в город.

Мценск устроен примерно так. В середине течет река Зуша, приток Оки. На левом берегу вокзал, около него Знаменская церковь, изуродованная до потери идентичности. От вокзала до моста через Зушу пятнадцать минут пешком. За ним берег становится высоким, с моста красивые виды. На холме, где когда-то стоял взорванный в 1930е годы Николаевский собор, в 1996 году поставили часовню. Я обычно не люблю новоделы, но тут место очень выигрышное, получилось неплохо. Особенно вся эта красота хорошо смотрится на восходе (высокий берег как раз западный). Рядом на холмах еще три церкви - действующая довольно эффектная Введенская (1670е годы), Вознесенская в лесах (конец 17 века) и заброшенная Георгиевская (1825). К Георгиевской подойти близко не удалось - когда я вышел на ведущую к ней улицу, с другой стороны той же улицы вышла компания четырех не вполне трезвых молодых людей. Агрессивности на расстоянии они не проявляли, но я решил их намерения не проверять, развернулся и вышел на железнодорожное полотно. Догонять они меня не стали, а церковь и с полотна хорошо видно.

Правый берег - низкий, в нем находятся все административные учреждения и четыре церкви, из которых две полуразрушены, а две в относительно нормальном состоянии - Троицкая (1777) и Крестовоздвиженская (1818). Больше я ничего не знал и просто прочесал прямоугольную планировку города, квартал за кварталом. Оказалось, почти все старые здания сосредоточены на одной улице - улица Ленина, на квартал южнее той улицы (улица Мира), которая ведет к мосту. Вся она застроена купеческими домами 18-19 веков, среди них дом, который по местной легенде принадлежал прототипу повести "Леди Макбет Мценского уезда" (что, по-видимому, именно легенда, так как Лесков жил в Орле, а дом купцов Измайловых в Мценске действительно был, но двано снесен), дом "со львами", многократно упоминаемый местным уроженцем Афанасием Фетом (я ожидал увидеть львов на лестнице с двух сторон - оказалось, ничего подобного, две маленькие мордочки на стене), а в конце покрашенные в ядовито-желтый цвет торговые ряды. В городе есть и другие старые здания, но их надо выискивать среди старой застройки - в войну город разбомбили в ноль и не стали восстанавливать. В целом Мценск понравился, но, конечно, это не Суздаль и даже не Муром какой-нибудь, осталось мало, но по дороге вполне стоит посмотреть.

За торговыми рядами уже новый город. На центральной площади в первом этаже пятиэтажного кирпичного дома краеведческий музей, неплохой, но совершенно нетронутый с советских еще времен, пару залов занимают стенды об ударниках социалистического труда. Я был единственным посетителем, девочка-служительница ходила за мной по залам и включала и выключала свет. Потом пошел пешком на автостанцию, еще минут десять в сторону выезда из Москвы. Пришел туда в двенадцать дня, сфотографировал расписание для проекта all-transport, http://all-transport.info/ , и купил билет на 12:40 на Спасское-Лутовиново.

Я долго сомневался, надо ли мне вообше ехать в Спасское-Лутовиново. Дело в том, что я еше со школы не люблю Тургенева. Причем не потому, что заставляли читать в школе, а вполне осознанно, читал и не понравилось. Потом все-таким решил, что сейчас я близко - от Мценска 15 километров - и время есть, а когда я сюда попаду в другой раз, неизвестно. Поехал и не жалею. В сам усадебный дом (это новодел, восстановлен в 1970х годах, но перевезенные из Орла вещи подлинные) можно попасть только с экскурсией, в парк можно просто так. Я купил экскурсию, и, вполне предсказуемо, 29 декабря после обеда оказался на ней один. Через пять минут подошла экскурсовод, женщина чуть младше меня, представилась как Руфина Анатольевна. Сначала она пыталась мне рассказывать какие-то стандартные тексты, но довольно быстро я начал задавать вопросы через слово, обнаружил познания в предмете выше средних, и в конце концов смог ее разговорить, так что полуторачасовая экскурсия прошла очень интересно. Я даже, вернувшись в Москву, прочитал "Дворянское гнездо" - только чтобы в очередной раз удивиться, за что автор так мучает им же придуманных девушек. Наверное, надо будет не выпендриваться и прочесть "Записки охотника".

В конце мы еще успели обсудить проблемы транспортного обеспечения Мценского района, а заодно я узнал, что через двадцать минут автобус. Десять минут на круг по парку, потом пришлось пробежаться, на автобус успел. Интересно, что половина лиц те же, с кем ехал туда - что им надо было в Спасском делать в течение трех часов? В музей они не ходили, это точно. В Мценске оказываюсь в пол-четвертого. Поездов на Москву до ночи не будет, надо или идти обедать, двигаться на вокзал и сидеть там до вечера, или пытаться уехать в сторону Тулы. Тут же обнаруживаю опоздавший минут на десять автобус Орел-Тула и сажусь. По дороге он проходит через Чернь и Плавск, а на АТ нет их расписаний. Поэтому сначала беру билет до Черни (это уже Тульская область, оттуда наверняка можно уехать в Тулу), но через две минуты работы головой понимаю, что водитель все равно пойдет отмечаться, а я за это время спокойно успею перефотографировать расписание. Иду, доплачиваю до Тулы. В Плавске, правда, вышел облом - расписание вышло нерезко, пригород не получился совсем. Кому-то бкдет работа на другой раз. В Туле вылезаю на центральноа автовокзале в половину седьмого. Все автобусы на Москву давно ушли. Решаю идти пешком на Московский вокзал - оттуда отправляются автобусы на Москву (решаю, что если будут газели, то не поеду), есть шанс успеть на последнюю электричку, а если совсем плохо - дождусь ночи и уеду на поезде. Почему я пошел пешком, а не поехал на транспорте, ведь шанс успеть на последнюю электричку бы увеличивался - не знаю, но, так или иначе, на автобус я успел. Ехал он по заснеженной Симферопольской трассе около 120, и в десять вечера я уже был на метро Аннино, так что без второй ночевки удалось обойтись.