Статьи Форум |
Валдай, Великий Новгород, Псков, Печоры, Изборск. 25-29.08.2005 Получилось все восхитительно! А ведь начиналось то, начиналось… Начиналось все с простой и банальной мысли. Мысли о том, что надо бы посмотреть Великий Новгород и Псков за один заход, благо они находятся недалеко друг от друга. И если в Пскове никто из нас до этого, каюсь, не был, то господин Великий Новгород нами был изучен весьма досконально в ноябре прошлого года. «Николай, ну раз ты был в уже в Новгороде, то где отчет о той вашей поездке?!», - резонно спросит вдумчивый читатель. И что мне ответить на такой вопрос в лоб? Сказать, что погода тогда была очень унылой и дождливой, поэтому фотографии получились блеклыми и неинтересными настолько, что желания отчет написать не было ни малейшего? Не поверит мне читатель, скажет: «Ленишься ты, Колян, работу общественно-полезную работать и отчет писать». И хотя будет он не прав (ибо причиной, по которой отчета нет, была как раз мрачная дождливая осенняя погода, хмурые фото и соответствующее настроение), но ведь читатель (как и покупатель) всегда прав. Вот и получается, что ответить на предъяву такую мне нечем. Выход один – съездить еще раз в те же места в хорошую погоду и рассказать все подробно с чувством, с толком и расстановкой, как на духу. Итак, традиционно упомяну о подготовке к поездке. По предварительным прикидкам, оптимальный срок поездки Новгород-Псков составлял 5 дней. В действительности мы убедились в том, что можно было бы прибавить 1-2 дня, а 5 дней это тот срок, который минимально возможен и позволяет ознакомиться с красотами тех мест. На том и порешили. Путеводитель по Великому Новгороду был достаточно подробно изучен еще в прошлый раз, а вот материал по Пскову и окрестностям пришлось подробно изучать. Использовались путеводители серии «Вокруг Света» (бывший «Мир вокруг нас») по Псковской области и Новгородской области. С выбором отеля в Новгороде сомнений не было – позвонил и зарезервировал номера в уже проверенном Береста Палас Отель. О чем никто из нас ни на секунду потом не пожалел. Хороший отель, хотя до декларируемых 4 звезд на мой взгляд, немного не дотягивает. А твердые три с половиной точно есть. А не дотягивает на мой взгляд из за весьма убогого завтрака. Неужели нельзя ту же яичницу сделать с душой?! А все остальное – начиная с официантов, включая наличие бассейна, в котором так приятно поплавать утром перед завтраком и кончая наличием Wi-Fi в холле и вымуштрованным вежливым персоналом, только в плюс. Если еще поеду в Новгород, без сомнения, опять остановлюсь в Бересте – может чуть дороже других отелей (примерно 3000 руб. за 2-местный номер), зато чисто, аккуратно и спокойно. Заказ отеля - просто звонок им и объяснение, что нужно два номера. Естественно, оставляю свой телефон. Через день или два мне перезванивают из отеля и у нас происходит весьма странный разговор. Выглядело это примерно так: - Николай, у Вас забронировано два номера на двое суток. У нас на эти дни ожидается 100%-я заполненность отеля. Вы точно приедете? - Да, конечно. Если бы у нас что-то изменилось, я бы вам позвонил и сказал… - Отлично! Тогда мы вам делаем скидку 10% и Вы заплатите не 3000 руб. а 2700 руб. за номер. - Спасибо! Вот такой странный разговор. Почему полагается скидка при полной заполненности отеля - ума не приложу, может в базе своей посмотрели и увидели, что не первый раз у них... Во Пскове была забронирована на одну ночь гостиница Рижская. А вот вторую ночь мы решили провести не в самом Пскове. В путеводителе я нашел рекламу базы, находящейся прям на берегу Псковского озере в сосновом бору. Называется она «Лукоморье». Имеются там и просто небольшие домики, и коттеджи с сауной. Вот такой коттедж мне приглянулся. Однако просто забронировать по телефону там место не получилось («а вдруг вы забронируете, а сами не приедете», - был ответ администратора), поэтому пришлось оплачивать коттедж в Москве через их партнера. Хотя ко мне и прислали курьера, который принял деньги и выдал необходимые для заезда документы, мне кажется, что без этой операции все было бы гораздо проще: забронировал коттедж по телефону, приехал и на месте оплатил… Тем более, что ночь у нас была с воскресенья на понедельник – народу на турбазе кроме нас почти не было. Ну да ладно, не критично. Ну и, разумеется, в рамке подготовке к поездке был проведен поиск красивых и обаятельных новгородских и псковских девчонок, которые бы погуляли с нами и показали б нам красоты их родных городов. Не забыли мы и вина с собой купить – риспект Метро кэш Анд Кэрри. На этом подготовка к поездке и была закончена. Встав рано утром и покидав в багажник сумки, мангал с шампурами и решеткой, одноразовую посуду и фототехнику мы двинулись в путь. Фотоаппаратов у нас было с собой два: Canon 300D c объективом SIGMA 18-200 и Canon 350D с объективом SIGMA 18-135. Несмотря на близость моделей фотоаппаратов и оптики, отрабатывали они один и тот же кадр немного по-разному. На 300D картинка получалась более живописной со сдвигом изображения немного в красно-золотистые цвета. Вероятно это особенность оптики. 350D несмотря на последнюю версию firmware все же стремился к передержке. В отчете у меня кадры и с одного и с другого фотоаппарата, поэтому не удивляйтесь разнице в цветопередаче. ВАЛДАЙСКИЙ ИВЕРСКИЙ СВЯТООЗЕРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Дорога от Москвы до Валдая неблизкая. Город Валдай и одноименное озеро расположены примерно в 400 км от Москвы и в 140 км от Новгорода. Сначала мы заехали в известнейший и очень красивый Иверский монастырь. Полуофициальный сайт города - http://valday.com/. Сайт Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря - http://www.iveron.ru/. Обязательно зайдите на этот сайт и посмотрите фотографии монастыря с высоты птичьего полета и с башен. Уверен, что равнодушных не останется. Две фотографии ниже взяты с сайта Новгородского Музея-заповедника. Именно так (Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь) он правильно называется. А расположен монастырь на узкой косе (раньше это был остров, а сейчас соорудили мост и проложили дорогу). Коса эта очень узкая, едешь по дороге, справа и слева деревья и через них просвечивает темная, но очень чистая, вода озера. Дорога очень красивая – с постоянными изломами рельефа и живописными поворотами. В наш первый приезд в ноябре 2004 по всей этой дороге куча рабочих занималась благоустройством обочины, а другая куча – строила мост. Поэтому в тот раз ехать пришлось по расположенному рядом понтонному мосту. Сейчас дорога и мост построены. Рядом с монастырем заасфальтировали приличного размера гостевую парковку. Сейчас работы производятся уже непосредственно на территории монастыря – восстанавливаются строения, делаются шатры для башен, производится ремонт собора. Как нам объяснили, все работы эти производятся из средств федерального бюджета по заказу Путина – совсем рядом находится его президентская резиденция и понятно желание главы государства видеть рядом монастырь в хорошем, а не запущенном, состоянии. Наверное, это практически единственное, в чем можно поддержать главу нашего государства... Сам монастырь построен в 1653 году Никоном, который тогда только стал патриархом всея Руси после руководства православной церкви Великого Новгорода (был он Митрополитом Новгородским). Напомню, что самым известным монастырем, к которому имел непосредственное отношение этот неординарный человек, является Новоиерусалимский монастырь в Подмосковной Истре . А кончит он свою жизнь в Ярославле, исповедавшись перед смертью в Толгском монастыре. Очень неплохая страничка, посвященная жизни патриарха Никона, – по ссылке. Что мы видим сейчас – монастырь стоит на стрелке (бывшем острове). Расположен он очень красиво и виден из города Валдай. Озеро вокруг монастыря нас потрясло – чистейшая вода, отлично видно дно. Я такого не видел ни разу на российских водоемах (а на Байкале, к сожалению, пока не был). Недаром на озере стоит множество домов отдыха и место это очень популярно среди Питерского и Московского народа. В монастыре, который только в 1991 году был возвращен церкви, все чисто и аккуратно. Монахи занимаются подсобным хозяйством и предлагают на продажу разнообразные молочные продукты и даже молочных поросят. Мы хотели купить одного поросенка, чтобы насладиться вкуснейшим и сочнейшим мясом, приготовленным на мангале, но вспомнив известный фильм с Жаном Рено «Придурки» (Les Truffes) задумались о том, как нам сосуществовать с этим поросенком как минимум сутки - до того момента, как его разделать. Только поэтому и не купили. Но на самом деле, мысль о том, что мы знаем, где купить замечательную экологически чистую и даже освященную молочную поросятину нас греет. Не исключено, что мы еще заедем сюда. Очень необычен главный собор монастыря – Успенский. Во-первых, резные деревянные ворота при входе в собор вызывают неподдельный интерес – мы их очень долго рассматривали (просто потому, что красиво очень). А во-вторых, уже войдя внутрь собора, центральную его часть можно обойти вокруг. Что-то типа крытой галереи вокруг собора, только не снаружи, а как бы уже внутри. Первый раз такое решение встречаю. А по поводу монастыря – смотрите фотографии. Отмечу лишь, что там ощущаешь себя как бы вдалеке от цивилизованного мира, очень странное уединенное ощущение. Только ты, монастырь и природа. И вода озера вокруг. Обратили внимание на три креста на могилах рядом с собором? Здесь похоронены три монаха монастыря. История такова: зимой в жуткую непогоду и гололед выехали они из монастыря в Новгород. Но то ли резина была у них на машине летняя, то ли переоценили они силы свои и степень покровительства Господа - некому уже об этом рассказать. Известен лишь итог: машина под КАМАЗом и кровавое месиво. Осенью монастырь нам показался очень суровым местом, местом, где закаляется вера и дух. А вот в эту поездку, наверное, благодаря теплой погоде и солнышку, мы оказались как будто на курорте. Все мысли о каких либо испытаниях у нас мгновенно улетучились и осталось впечатление того, что попал в самый настоящий рай. Что касается самого города Валдай, то сейчас это просто небольшой уездный городок. Первое упоминание о Валдае – 1495 год. История города была нелегкой и видела разрушение под корень Иваном Грозным, переселение Алексеем Михайловичем поляков, разорение шведами и прочее, о чем вы прочтете в путеводителе. Однако у большинства Валдай ассоциируется с колокольчиками. Но вначале здесь отливались самые обычные колокола для церквей. А сами так называемые "валдайские колокольчики" (поддужные ямщицкие) появились лишь во второй половине XVIII века. Колокольчики эти выполняли сигнальные функции и были чем-то вроде современных спец. сигналов на машинах. Как и в настоящее время, тогда частным лицам вешать их тоже категорически запрещалось. ВАЛДАЙСКИЙ МУЗЕЙ КОЛОКОЛОВ Сайт музея - http://valday.com/museum_bells, http://www.novgorod.ru/city/history/kolokola/ В городе Валдае в церкви Святой Великомученицы Екатерины, построенной по проекту известного архитектора Н.А. Львова, расположен музей колоколов. Не хочется рассказывать вам то, что вы сможете узнать, посетив сами этот музей, но совсем ничего не рассказать, это тоже не гуманно. Поэтому, в двух словах и конспективно. Первоначально колокола не являлись колоколами как таковыми: примеры висят в музее – это изогнутая «рельса» и просто панель (были деревянные, а были и литые) по которым надо было бить молоточком, чтобы созвать народ на собрание или обед. Называлась такая панель «било». В этой поездке нам било встретится несколько раз - в Печорском монастыре, Пскове и Изборске. Далее форма стала походить на то, что мы сейчас понимаем под колоколами. Это были как церковные колокола, так и гражданские (набатные колокола, Новгородский вечевой колокол,…). В этих колоколах ценился голос, мелодичность звона. Потом появились ямщицкие колокольчики, бубенцы,… В них тоже очень ценилась красота голоса. А были еще колокольчики, которые вешались на домашних животных – на тех же коров (ботало). И вот тут нужна была не красота звона, а наоборот – глухой «грязный» голос, чтобы отпугивать всяких медведей и волков. Ну и громкость, разумеется - чтобы издалека слышно было. Такие колокольчики из чего только не делали – из гильз патронных, из банок из-под консервов,… Все эти экспонаты представлены в музее, можно посмотреть как дело колокольное развивалось. И обязательно послушайте местного экскурсовода. Они просто влюблены в колокольную тему и очень интересно рассказывают. И не просто рассказывают, но и играют мелодии на некоторых наборах колоколов. Суперский музей! Только не пожалейте денег и обязательно закажите ( в хорошем смысле) экскурсовода – без поясняющего рассказа просто смотреть на колокола не особо интересно. А в самом центре города расположен «Музей уездного города». Экспозиция достаточно скромна – всего 5 залов. Но, посетив музей, мы узнали, чем знаменит был город ранее. Дорога из Питера в Москву пролегала через Валдай (сейчас объездная дорога проходит примерно в 5 км от города). Понятно, что город жил во многом за счет этой самой дороги. Известны были валдайские баранки. И известны не столько своими какими-то вкусовыми качествами, столько тем, как именно они продавались. Для продажи отбирались самые красивые девушки города, им выдавались связки баранок и они шли на дорогу. Там они продавали их проезжающим купцам и прочим обеспеченным господам. При покупке баранок покупателю полагалось поцелуев с девушкой-продавщицей по числу купленных баранок. Только поцелуев не обычных, а через дырку баранки. Само собой, что стоил такой эксклюзивный продукт валдайский очень не дешево. В музее имеется даже тематический рисунок «девка валдайская». Для меня, правда, так и осталось загадкой, зачем девкам этим баранки нужно было продавать, мне кажется, что свои поцелуи и интим-услуги они могли бы продать гораздо дороже. С набережной открывается очень красивый вид на озеро и на монастырь (на монастырь лучше, конечно, смотреть или в бинокль, или через хороший телеобъектив). Выйдя на выходящий достаточно далеко в озеро пирс мы стали свидетелями того, как местные дети поймали на удочку с приманкой утку. Утку мы им помогли освободить от лески, но почему-то у всех из нас сложилось впечатление, что выпускать ее дети не собираются, а собираются ее приготовить и съесть. Надеемся, что рецепт приготовления утки у них правильный и они получили максимальное удовлетворение от трапезы. Хватит, наверное, об этом небольшом городишке, расположенном в замечательном и очень красивом месте. Если вы там не были, обязательно заезжайте и посмотрите сами. А мы направляемся дальше по нашему маршруту. ЧАСТЬ 2. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД В город мы приехали около 5 часов вечера и сразу направились в «Береста Палас-Отель»: бросили свои вещи и поставили машину на охраняемую стоянку (200р в сутки). Разместившись в номерах и выпив с дороги вина мы поняли, что нужно срочно идти гулять по городу, благо закат обещал быть красивым. Позвонив девчонке, с которой я договаривался еще в Москве о том, что она с нами погуляет, мы отправились в город. К сожалению, солнце уже село достаточно низко и красивых закатных фотографий города у нас в тот день не получилось, зато вы можете увидеть, как красиво садится солнце в этом замечательном городе. Настало время встречи с девчонками. Назначили встречу нам в пиццерии на набережной. Девушка, с которой я договаривалась, оказалась очень смышленой – так как нас четверо ребят, она привела с собой еще троих девчонок. Все девчонки оказались красивыми, как на подбор. А разговор наш с ними начался очень забавно вопросом с их стороны: «А вы правда все из конкретно из Масквы, а не из какого-нибудь там Падмасковья?». Ответ в духе, что мы все «чиста конкретна из Масквы», девчонок устроил. Посидев в пиццерии и выйдя потом прогуляться, двое из них быстро куда-то смотались, третья погуляла с нами еще и в какой-то момент тоже испарилась, а вот четвертая – Алена – погуляла с нами и даже отвезла нас – четверых здоровых мужиков – на своей оке к отелю. Классная заводная девчонка, носится на своей Оке, как угорелая. Несмотря на то, что мы договаривались, что девчонки составят нам на следующий день компанию в поедании мяса и распивании вина, на следующий день они все как-то очень дружно «соскочили»… С одной стороны жалко – Аленка нам очень понравилась. А с другой стороны – может оно и к лучшему… Если же говорить о вечернем Новгороде с точки зрения уличных прогулок, то… Короче, особо не обольщайтесь – очень посредственно подсвечен город и Кремль. В лучшем случае что-то просто освещено, а что-то так и остается в темноте. А как можно было бы обыграть крепостную стену, красивые башни, Софийский собор, Ярославово дворище и церкви. Такую сказку волшебную можно было бы получить! Справедливости ради стоит отметить, что наибольших успехов в вечерней подсветке городов добились французы – самый красиво подсвеченный город – Ницца. Да и фестиваль света, когда подсвечивают здания и устраивают световое шоу, опять-таки проходит во Франции в Лионе. В Италии или Испании с этим несколько слабее. Так что Господину Великому Новгороду есть к чему стремиться! НОВГОРОД, ДЕНЬ ВТОРОЙ
Новгород разделен рекой Волхов на две стороны – Софийскую, на которой расположен Кремль, и Торговую, центром которой был Торг и княжеский двор, перенесенный сюда с Рюрикова городища Ярославом Мудрым еще в начале XI века. Торг начинался у моста (на его месте сейчас находится пешеходный мост) и состоял из множества лавок, объединенных в ряды. К XVI веку рядов было 42: хлебный, рыбный, кожевенный, серебряный, иконный и т.д. Неподалеку располагались иноземные гостиные дворы - Готский и Немецкий. Тут же расположено на мой взгляд уникальное место – Ярославово дворище. Почему уникальное? Просто там, на единицу площади приходится умопомрачительное количество церквей. Особое внимание стоит обратить на церковь Параскевы Пятницы – она восстановлена в практически первозданно-древнем виде. Раньше здесь были еще и гражданские постройки, но, увы – осталась лишь колоннада – Санта Барбара… При свете утреннего солнца удивительно красиво выглядят все эти церкви. Я уже неоднократно говорил о том, что переписывать путеводители занятие не только неблагодарное, но даже и глупое. Поэтому я вкратце попробую рассказать об увиденном и наших впечатлениях. Старый город достаточно компактно расположен. С одной стороны реки Волхов расположен древний Кремль. Он носит еще название Детинец. Происхождение этого название не до конца понятно. Одна из версий гласит, что название пошло от живших на территории Кремля дружинников князя, именуемых «отроками» или «детьми». Протяженность стен Кремля 1385м, толщина примерно 3.3м, высота – около 11 м. Как и многие города Руси в эпоху своего расцвета Кремль Новгорода был деревянным. А крепостные стены, которые мы сейчас видим, были построены в 1484-1490г. по велению Ивана-III «строить камен град Детинец на старой основе». Сейчас Кремль насчитывает 9 башен, в средние века их было 13 (6 служили укреплением ворот, остальные 7 усиливали оборону). Самая большая и мощная башня не сохранилась – она была расположена на месте современной проездной арки – выхода к Волхову у начала пешеходного моста. Звалась она Пречистинской башней и имела высоту около 40 м. А разрушилась она при пожаре 1745 г. Самая известная башня Новгородского Кремля носит странное для нашего уха название «Кокуй» - произошло название сие от голландского слова «коке» - «смотри». А сама башня была сугубо гражданским сооружением – в подвале располагался винный склад, на втором этажа – приказная палата, пятый и шестой этаж были не отапливаемыми и использовались для хозяйственных нужд. Сейчас стену Кремля, выходящую на Волхов, укрепляют 2 башни – Дворцовая и Владимирская. О Пречистинской башне я уже говорил. А между ней и Владимирской башней были расположены «Водяные ворота» к Волхову, которые обеспечивали подачу воды в крепость при осаде. Водяные ворота – это небольшое 4-башенное деревянное укрепление, стоящее вне стен Кремля. Обвалились они в 1911 году – и тут в стене Кремля было обнаружено жилое помещение. Вообще, в стенах Кремля Новгородского были и остаются скрытыми много различных тайников. Самые известные и узнаваемые строения Кремля – это Софийский собор (1045-1050) – самый древний сохранившийся каменный собор в России - и Софийская звонница. Чтобы оставалось представление о том, как выглядел собор до XII века, на стенах собора остались неоштукатуренные фрагменты. Снаружи с западной стороны в собор ведут Магдебургские ворота. Магдебургскими называются они потому, что отлили их немцы в одноименном городе. Эти ворота служили длительное время парадным входом в храм. Врата считаются военным трофеем новгородцев при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 г. Отсюда их второе название - Сигтунские. Сказать, что они красивые – не сказать ровным счетом ничего. Чем-то они напоминают ворота Флорентийского Баптистерия Сан-Джованни. Дверные ручки выполнены в виде звериных масок с прикрепленными к челюстям змеями. Это изображение ада. В пасти маски держат головы грешников. В квадратных сегментах ворот изображены библейские композиции. рядом с оригинальными латинскими подписями вырезаны русские переводы. Посмотрите внимательно на эти ворота – они того стоят. Кстати, их копия находится в Историческом музее в Москве. Подробнее о воротах – по ссылке. Звонница весьма необычна – с очень тонкими стенами – колокола вешаются в 1 ряд. Если зайдете внутрь звонницы (а можно и подняться на галерею к колоколам и полюбоваться сверху панорамой Кремля), то увидите рисунки того, какой была звонница в разное время. Была она одно время и с куполами – очень необычно выглядит, обязательно посмотрите. А нам в этот раз довелось услышать колокольные перезвоны – звонил какой-то парнишка на вид лет 17-ти, выпускник музыкальной школы. Как же офигенно здорово это звучало! Еще одно очень интересное сооружение Кремля – Часозвоня - столпообразная, почти сорокаметровая башня с часами. Часозвоня увенчана кокошниками и главкой, она кажется слегка наклонной и ассоциируется с Пизанской башней. Главное ее назначение отражено в древнем названии — «Сторожня»: верхняя площадка использовалась для наблюдения за дорогами (на случай неожиданного появления неприятеля) и за возможными очагами пожара (город был сплошь деревянным). С запада к Часозвоне примыкают здания XVII века — Духовный и Судный приказ, Лихудов корпус. Они имеют высокие деревянные крыльца и богато украшенные фасады. Для неторопливой прогулки по Кремлю запланируйте часа два времени. Можете и музей посетить – посмотреть бивни местного мамонта и прочее раскопанное в округе добро. Одним из самых известных памятников является памятник тысячелетия Руси, стоящий в Новгородском Кремле. Памятник открыт 8 сентября 1862 г. в присутствии царской семьи. Автор памятника - художник Микешин (он же автор памятника Екатерине Великой в Питере и Богдану Хмельницкому в Киеве). Император Александр-II лично участвовал в подборе персонажей для памятника. По форме памятник напоминает одновременно и вечевой колокол – символ Новгородской республики, и шапку Мономаха – символ власти державной. Сам памятник состоит как бы из 3 уровней. Верхний уровень – православие. Православие символизирует венчающий монумент ангел с крестом. Средний уровень - это самодержавие – фигуры самодержцев. Нижний (третий) уровень символизирует народность. Там множество героев, которые не все являются "народом" в современном понимании – Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Брюллов, Глинка, Бортнянский, святые Кирилл и Мефодий, Нестор, Святой Сергий Радонежский, Никон, Святой Дмитрий Ростовский, Иван-III, Алексей Михайлович, Петр-I, Екатерина-II, и многие-многие другие. О памятнике очень подробно и грамотно написано в путеводителе серии «Мир вокруг нас» и в приведенной мною ссылке, поэтому пересказывать все это своими словами я не хочу. Кроме того, около памятника постоянно тусуются официальные, полуофициальные и совсем неофициальные экскурсоводы, которые рассказывают о каждой из фигур. Мы дали 100р мужику лет 55, который, судя по его выразительному виду, был в состоянии «тяжелого утра» (Hair of Dog). За эти деньги он честно вместе с нами обошел вокруг памятника и идентифицировал для нас всех увековеченных лиц. Если б мы его не остановили, он бы пошел на второй круг, а там, может, и на третий. Безусловно, памятник достоин подробного изучения и понимания, что именно каждая личность сделала для истории России. ЦЕРКВИ ИЛЬИ ПРОРОКА И ПЕТРА И ПАВЛА НА СЛАВНЕ Погуляв по Ярославому дворищу и затем по Кремлю мы вспомнили, для чего именно приехали в Великий Новогород. Конечно же, не только посмотреть на город еще раз летом, но и помангалить на присмотренном нами прошлой осенью месте. Поэтому мы вернулись к машине и направились на центральный городской рынок. Приехав туда, мы были сильно удивлены – на рынке продавцов почти не было. Торговал только мясной ряд, и еще буквально 3-4 торговца. Однако проблем с парной ягнятиной у нас не было – купили и мяса, и необходимых специй. Овощей только не было на рынке. Купив в специализированном винном магазине красного сухого вина для маринада, мы поняли, что необходимо уже действовать. Так как мариновать баранину в центре города – не очень романтично и гигиенично, мы решили выбрать место более для этого подходящее. После взгляда на карту города, местом действия была избрана почти что окраина города рядом с церквями Ильи Пророка на Славне и Петра и Павла на Славне. Церковь Ильи пророка при коммунистах была превращена в жилой дом – смотрится это не только кощунственно (даже при моем критическом отношении к религии), но просто убого. Этакий своеобразный памятник коммунизму-социализму. Вторая же церковь – Петра и Павла – дошла до наших времен сохранившейся (по крайней мере, внешне). И вот между двумя этими памятниками мы остановились и замариновали мясо. Славное там место – тихо, солнечно и какой-то небедный человек дом себе рядом построил хороший. После приготовлений к вечерней трапезе неплохо было бы и легонько перекусить. С прошлой нашей поездки мы помнили о ресторане «Шкипер», что находится в 100м от Бересты. Тогда, в ноябре 2004, нам там приготовили классные антипохмельные супы. Вот и в этот раз, нас покормили вкусными блюдами восточной кухни по очень умеренной цене. А чай из горных трав после трапезы – ну скажите, что может быть лучше?! Перекусив, мы решили, что надо сначала съездить в музей деревянного зодчества в Витославлицах (он закрывается для входа в 17-30), а потом уже вернуться в город и посмотреть то, что еще не видели. Сказано – сделано. А так как дорога в Витославлицы все равно проходит мимо Свято-Юрьева монастыря, то мы сначала потратили минут 15 на его осмотр при дневном свете. Датой основания монастыря считается 1030 год (Ярослав Мудрый), однако первые документальные сведения относятся к 1119 году (князь Федор Мстиславович). Монастырь расположен на берегу озера Ильмень. Главный собор монастыря – Георгиевский. Здесь похоронены мать и брат Александра Невского, Дмитрий Шемяка и другие исторические личности. Размеры собора (высота 32 метра, основание 24*26 метров) внушают уважение и сегодня. В середине XII века он был расписан. В 1902 году старую живопись «подновили», а фактически переписали. Подлинные фрески сохранились на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где еще в древности была устроена небольшая церковь Юрьев монастырь был одним из самых крупных собственников. Его земли располагались в различных местах: от верховьев реки Ловати до Онеги, от Шелони до Сестринского стана в Волоколамском уезде недалеко от Москвы. В новгородском кремле монахи имели свой житный двор, а на торгу – лавки. Даже в конце XVII века, когда часть владений у монастыря была изъята, у нему остались приписанными 15 мелких монастырей, тысячи крестьян, обширные угодья и рыбные промыслы, ремесленные мастерские и солеварни, дарованные великокняжескими и патриаршими грамотами. Новый расцвет Юрьева монастыря приходится на первую половину XIX века, когда на средства графини А.А. Орловой-Чесменской, «духовной дочери» игумена Фотия, были приведены в порядок старые здания и построены новые. На
именах Фотия и графини стоит остановиться подробнее. Наверняка, некоторые читали
следующие строки А.С. Пушкина: Насколько правдива приводимая ниже история? Утверждается, что именно так все и было. Графиня Орлова-Чесменская щедро спонсировала монастырь потому, что была страстно влюблена в его настоятеля Фотия. Все свое состояние (а оно у графини столь знатного рода было очень и очень неплохим) после своей смерти она завещала монастырю. Но Фотий умер, а новый настоятель боялся, что графиня может изменить свое завещание. И подсыпал ей некоего зелья. Зелье то ли оказалось не таким, то ли с дозировкой его проблемы возникли, но графиня, как оказалось, не умерла, а впала в летаргический сон. И когда уже при коммунистах вскрыли гробницу, обнаружили, что графиня в гробу перевернулась и лежит спиной вверх. Однако, хватит страшных историй. Посмотрите лучше как красив монастырь на закате. Сейчас в этом селе, где раньше располагалась усадьба графини Орловой-Чесменской, расположен музей деревянного зодчества – т.е. сюда свезены дома и церкви с окрестных деревень и сел. Впечатления? Ну как всегда от деревянных сооружений – будь то Суздаль, Кострома или другие музеи. Церкви и функциональные постройки типа мельниц – красивы и интересны. А вот дома деревянные навевают тоску своей убогостью. Человек и скотина под одной крышей, топка по-черному,… Можете соглашаться со мной, можете – не соглашаться… Прошло всего чуть более 100 лет, а то, как тогда жили, воспринимается откровенно «каменным веком». Наверное, музей бы этот оставил примерно такое же унылое впечатление, как Суздальский или Костромской, если бы не одно но. В каждой избе, открытой для внутреннего осмотра, находится женщина в русском народном одеянии, которая рассказывает вам, что тут для чего предназначено, как именно тут жили, какие обычаи были,… Вот за это – глубочайший риспект! После таких рассказов и осмотра начинаешь понимать, как жили наши недавние предки. Экспозиция весьма велика и на неторопливую прогулку по музею стоит потратить около часа. Как это выглядит – смотрите фотографии. Кстати, в центре территории современного музея деревянного зодчества расположен дом графини Орловой-Чесменской (там сейчас находится администрация музея). Именно она, кстати, построила дорогу, идущую сюда от Юрьева монастыря через заболоченное место. Посмотрев деревянное зодчество и отдав должное неприхотливости наших недавних предков, мы отправились обратно в город досматривать то, чего еще не посмотрели. ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ (1374) Эта церковь в наше первое посещение города произвела на нас неизгладимое впечатление. Нам она понравилась больше, чем Кремль, Софийский собор и Ярославово дворище вместе взятые. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице – это одна из древнейших и почитаемых в Новгороде. В этой церкви согласно предания, хранилась новгородская святыня – икона «Богоматерь Знамение», в 1169 году защитившая город от суздальцев. Надо сказать, что в те времена города российские воевали друг с другом регулярно, конец этому положило объединение вокруг Москвы. Ну да, о церкви… в 1374 году деревянная церковь была заменена каменной. Средства на ее строительство дали «уличане», торжественное освящение провел архиепископ Алексий с клиром Софийского собора. Это еще раз свидетельствовало о важности храма в жизни всего Новгорода. Помимо того, что церковь сама потрясающе красива – красива своей строгой красотой, отсутствием всяких барочных и рококошных рюшечек и прочего украшательства, к чему мы так привыкли, известна она еще и тем, что росписи внутри церкви – это единственное дошедшее до нас произведение Феофана Грека. Имя Феофана Грека для русской живописи значит примерно столько же, сколько маузер Дзержинского - для номенклатурных работников Путинской России. Рядом расположен Знаменский монастырь - снаружи ничего особенного, ворота только красивые шибко. А вот самая красота – она внутри одноименного Знаменского собора - это росписи. Иллюстрируют они грехи - и не 7 их, как в знаменитом фильме с Бредом Питом и Морганом Фриманом, а неисчислимое множество. Обязательно зайдите и посмотрите росписи – меня они поразили. Можно просто 20-30 минут рассматривать этот своеобразный путеводитель по миру греховному. Рядом, на Знаменской улице, расположена церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца (1527-1528) – необычный храм, который состоит как бы из двух храмов. Снаружи выглядит и правда очень необычно. А вот внутри, на наш взгляд, ничего особенного. Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360-1361) не произвела на нас особого впечатления. Да – церковь, да – старая. Если у нее убрать явно позже пристроенную колокольню, то станет она весьма похожей на церковь Спаса Преображения. Внутри остатки росписи. Ну и, пожалуй, все. Внутри бродила забавная пара – девушка с парнем и что-то внимательнейшим образом рассматривали. Сопровождалось это настолько восторженными словами, что эмоционально произнесенное «Wow!» было бы просто образцом безразличия. После того, как эта пара отошла от рассматриваемого фрагмента, мы, естественно, заинтересовавшись подошли посмотреть. И не увидели ничего интересного – ну просто остатки росписей… Не поняв, чему там так восхищались, мы быстро закончили осмотр церкви. Может просто «наелись» мы уже церквей? Помните, как говорил герой Брюса Виллиса в сериале "Детективное агентство "Лунный свет" (Moonlighting): "слишком много культуры для одного вечера". А это набережная с памятником Александру Невскому и церковью Бориса и Глеба в Плотниках: Время неумолимо близилось к вечеру, а у нас в багажнике была баранина, стол, дрова и прочее, необходимое для спокойного ужина. Почему спокойного? Так потому, что девчонки с нами не поехали и мы вдоволь могли вести наши философские разговоры. В прошлый приезд в город наша тогдашняя проводница-спутница привезла нас в место, лучше которого я даже и представить себе не мог. Это пляж на Ильмень-озере, рядом с Юрьевым монастырем. Представьте себе – тихий вечер, старые деревья на границе песчаного пляжа, тихий плеск воды. Редкие поскрипывания уключин проплывающих вдалеке рыбацких лодок или далекий звук их мотора, длинный провод, идущий от стоящей метрах в десяти машины к лампе-переноске, которая висит на ветке дерева и светит вниз на столик, за которым мы сидим. Стоящий поодаль мангал, в котором пощелкивают угли и от которого распространяется аромат баранины. И тут начинается вечерний перезвон колоколов в монастыре – играют красивейшие мелодии. Нет, конечно можно купить компакт-диск с церковными перезвонами и слушать его. Но смысл? Что может быть лучше, чем послушать перезвоны в такой прекрасной обстановке под баранину, как это было у нас?! Ну вот, собственно, и все об этом дне… С мыслями о том, что неплохо бы сходить на дискотеку на нулевом этаже Бересты, мы поехали обратно… И только войдя в номер и открыв ноутбук, чтобы слить в него фотографии, мы поняли, как же мы нагулялись и устали за этот день… После того, как один из нас уснул прям сидя в стуле за столом во время просмотра фотографий, мысли о посещении клубов и дискотек нас покинули - мы легли и буквально «отрубились» до утра. А в окончание рассказа о нашем посещении Великого Новгорода, еще немного разных фотографий. ЧАСТЬ 3. ДЕНЬ ТРЕТИЙ – БЛИЖАЙШИЕ ОКРЕСТНОСТИ НОВГОРОДА И ДОРОГА НА ПСКОВ. Выглянув утром третьего дня в окно гостиницы, мы обнаружили там сплошную облачность… Ну облака – так облака, - философски рассудили мы и спустились немного поплавать в бассейне отеля ("отмокнуть") перед завтраком… К тому моменту, как мы дошли до ресторана на предмет позавтракать, на улице пошел противный дождь. Именно так было и в прошлый наш приезд, когда два очень красивых монастыря мы осматривали под дождем. Мы решили не торопиться – вдруг дождь кончится. Позавтракав, я взял ноутбук, купил на ресепшне карту оплаты (150руб за 10 Мб) и, сев в кресло в холле, по Wi-Fi легко и просто вошел в Интернет. Прогноз погоды на день нас не обрадовал – дожди. Посидев с полчасика в инете мы поняли, что дождь не кончается. А нам надо показать Мишке – он то ведь не был с нами тогда в Новгороде – красивые монастыри… Ну что делать - выписались из отеля, сели в машину и поехали. ВАРЛААМО-ХУТЫНСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Первым местом остановки стал Варлаамо-Хутынский Преображенский Монастырь. Расположен он в нескольких километрах севернее Новгорода в поселке Хутынь. Святой Варлаам – основатель монастыря – в миру назывался Алексой Михайловичем и был знатного боярского рода. Самым известным его пророчеством – было пророчество о богатом урожае, когда летом выпадет снег. И действительно, урожай в тот год удался на славу, потому что морозом были уничтожены все вредители. С тех пор и до 1917 года новгородцы праздновали это событие крестным ходом от Софийского собора до Хутынского монастыря. Мощам святого Варлаама поклонялся даже Иван Грозный в 1462 г. И все интересовался он, почему не вскрывают могилу, чтобы все могли прикоснуться к преподобным мощам. И когда по поведению Ивана Грозного ее стали выкапывать, из земли вырвался столб пламени. Иван, даром, что Грозный, не по-детски испугался и бежал, выронив свой посох. И хранился посох его длительное время в монастыре. Преображенский собор монастыря датируется 1515 годом. В одном из пределов собора захоронен Гавриил Романович Державин (это поэт был такой, если кто не в курсе). За территорией монастыря на холме стоит часовня. А вот холм этот натаскал сам Варлаам Хутынский. Причем, как я понимаю, он не пользовался всякими там носилками, ведрами… Чуть ли не в руках таскал… Чудовищно нелегко пришлось ему. А дальше мы поехали в Вяжищи, где расположен Николо-Вяжицкий монастырь, который нам очень понравился в прошлое посещение осенью 2004-го. Очень неплохое описание монастыря имеется на сайте "Малые города России". Дорога в Вяжищи чрезвычайно забавна. Проходит она мимо завода компании «Акрон». Прошлой осенью посреди дороги стояла будка, в которой дежурил человек. Дорогу перекрывал тогда шлагбаум. Подъезжаем – подходит охранник и спрашивает куда нам. Мы отвечаем, что в Вяжицкий монастырь, – человек открывает шлагбаум и мы проезжаем. На обратном пути никаких вопросов – просто открывает шлагбаум и выпускает нас. Отдает полнейшим идиотизмом. Более забавно может быть только в том случае, когда шлагбаум одиноко стоит в чистом поле. Сейчас все изменилось. Будка переехала в сторону от дороги а над дорогой висит светофор, со всегда горящим красным. И все проезжающие машины, не сбрасывая скорости, проезжают этот светофор на запрещающий сигнал. Эдакий сюр. Монастырь основан в конце XIV века. Каменное строительство в монастыре началось при епископе Евфимии, с именем которого связана Новгородская часозвоня, церковь Жен-Мироносиц на Ярославовом Дворище (1439), церковь Иоанна Предтечи на Опоках (1453) и другие известные сооружения. То, что мы видим в монастыре сейчас, датируется более поздним временем – 1685-1700. Красивая фраза путеводителя «постройки богато украшены изразцами» абсолютно не отражает того, что вы увидите. Это просто буйство изразцов какое-то – оно потрясает! Такого не видел нигде больше! Смотрите фотографии и наслаждайтесь! Налюбовавшись изразцами Николо-Вяжицкого монастыря мы приняли решение покинуть столь полюбившийся нам город Новгород и отправиться в пока еще неведомый нам Псков. От Новгорода до Пскова чуть больше 200 км. Дорогу нетрудно найти по указателям и лишь иногда стоит сверяться с картой. Пока мы ехали, погода постепенно улучшалась и даже выглянуло солнышко. Мы поняли, что ту баранину, которая у нас с собой, неплохо бы замангалить… Но… дров у нас было маловато, а уголь еще надо было где-то купить… Именно с такими мыслями выезжали мы на трассу М20 (она же Е-95) Питер-Киев (забудьте Костю Кинчева с его песней про трассу Е95 – она только дезу в народ несет). На перекрестке в районе Николаево мы увидели достаточно необычное сооружение – остатки какой-то церкви. На фоне голубого неба смотрелись они впечатляюще. Но мы едем дальше в сторону Пскова притормаживая в населенных пунктах – ищем, где бы купить дрова или уголь. Несмотря на это умудряемся в каком-то населенном пункте превысить скорость на 20 км – нас останавливает Гаец и показывает радар – понятно, что денег хочет. Мишка отговаривается в том смысле, что радар у Гайца неправильный, типа «ну Вы сами посудите – у нас баранина в багажнике, мангал, стол, а вот дров нет – мы едем мееееедленно, разглядывая, где б нам дрова или уголь купить, а Вы выскакиваете и радар с 80 кмч нам тычете… Лучше скажите, где нам дрова купить!». Гаец посмотрел на нас с нескрываемым удивлением, пробормотал что-то про какое-то кафе километрах в 10 спереди, где можно попросить угля и отпустил бесплатно. Но бесплатно уехать от Гайца - это лишь полдела. Нам же дрова нужны. С навязчивой идеей купить их мы во все 8 глаз внимательно смотрели в населенных пунктах по сторонам. И вот мы видим каких-то людей, продающих что-то около дороги. При ближайшем рассмотрении продавали они картошку. Но нам картошка не нужна и мы начинаем их допрашивать на предмет дров-угля. Двое мужиков абсолютно индиффирентны к нашим проблемам – у них вид алкоголиков в последнем состоянии, а вот тетушка рядом проявила к нам участие. Она отвела нас к себе на участок и порекомендовала взять ольховые дрова, причем акцентировала наше внимание на том, что это зеленая ольха, а не черная. На зеленой по ее утверждению исключительно хорошо готовить, а вот черная - фигня полная - горчит. "А нет ли у вас травки какой-нить – кинзы там, лука, еще чего-нибудь к мясу на гриле",- спрашиваем мы. Ответ нас поражает: «ребята, ну смотрите вот растет у меня тут на огороде кой-чего, берите что нужно». Удивительные все таки люди в русской глубинке. Когда мы кинув все это в багажник спросили сколько должны, она сказала, что не должны мы ей ничего. Ну мы на халяву не можем: даем тетушке 100р, а она нам в ответ: «вы что, богатые что ль очень?!». На этом мы и расстались, мы со словами благодарности, она - со 100 рублями. Едем дальше – дорога уже подходит к Пскову, а мы еще так и не обедали. Непорядок. Видим вокруг сосны и понимаем, что пообедать в таком лесу очень бы не помешало. Съезжаем по небольшой дорожке – она сначала идет по лесу, потом лес кончается и въезжаем в деревню Углы, проезжаем немного дальше – и вот оно наше место для трапезы – на едва заметной дорожке посреди поля. Такая красотища вокруг – поле, рядом лес, красивейшие облака проплывают. Мы понимаем, что обед удастся на славу. Однако после первой приготовленной решетки начинается дождь. Теплый летний дождь. Поверите вы или нет, но он нас ничуть не расстроил – мы просто стояли с зонтом около мангала, чтобы дождь не залил совсем огонь и радовались, как дети. Дождь кончился быстро, а фотографии остались. Обед закончен и мы едем в Псков. Первая попытка попасть в город оказалась неудачной – после начала населенного пункта мы долго едем по дороге – вокруг лес и иногда попадаются здания, едем мы – едем и вот десантная дивизия и знак конец населенного пункта. Мдя… непорядок. Разворачиваемся и свернув налево воспользовавшись несколькими подсказками местных жителей попадаем к забронированной нами гостинице Рижская. Что сказать – гостиница как гостиница, такой «частично отремонтированный совок». Но так как нам надо всего лишь поспать одну ночь, то это пофиг, главное, чтоб тараканов и прочих гадов каких не было, белье было бы чистым а в ванной можно было постоять под душем. Все это гостиница нам обеспечивала. ЧАСТЬ 4. ПСКОВ Некоторые ресурсы в сети по Пскову: официальный сайт города, туристский сайт Псковской области, проект Псков-сити. Кинув вещи в гостинице, идем ставить машину на охраняемую стоянку метрах в 400-х от гостиницы (парковка у гостиницы заполнена полностью) и идем гулять по городу. Я звоню девчонке, с которой договорился встретиться. Девушку зовут Лена – она стройна, красива, обаятельна и почти натуральная блондинка (светло-русая). Ее подруга, как это всегда и бывает, намного хуже. Ожидаем еще двух подруг и в 8-ром идем гулять. Вопрос куда идти у нас не стоит: конечно же к Кремлю – Крому. Мы в Пскове одну ночь и нам нужны вечерние фото. Делаем несколько фото с Ольгинского моста и прогуливаемся по Кремлю. Темно и снимать внутри Кремля нечего. Девчонки про историю города знают гораздо меньше нас, вооруженных путеводителем. После небольшой прогулки идем с девчонками в какой-то рекомендованный ими ресторан – ресторан оказался весьма посредственным. Из девчонок двое достаточно быстро сваливают - мне лично ни капли не жалко. А вот с Леной и ее подругой едем в клуб – там боулинг, дискотека, бильярд… Тусуемся там часов до 3 ночи, после чего расходимся по домам. Все довольны. Одна из легенд об основании Пскова гласит, что давным-давно в деревне на реке Великая жила-была девушка Ольга. Была она крестьянкой по происхождению и чтоб скопить себе приданое, работала. Нет, работала она не так, как сейчас «работают» в столице деревенские девушки. Работала она перевозчицей. Нет, не надо вспоминать одноименный французский фильм – на ауди никого она не перевозила, была у ней лодка. Вот на этой лодке за денюжку скромную возила она купцов через реку Великая. Однажды перевозила она на лодке своей молодого человека. Тот все сначала улыбался смущенно, а потом раз… и снял со своей руки кольцо красивое с камешками дорогими и подарил его девушке. После чего скрылся в лесу. Потерла Ольга глаза – может пригрезилось ей все – ан нет, кольцо-то осталось… А парень сей скромный сыном Рюрика был, князя Новгородского – Игорем звали его. Приехал он в свой город и знай продолжал жить жизнью мужской – охота там разная, компании мужские, войны с врагами… И женщин он, думаю, стороной не обходил... Долго ли коротко ли, сообразил он: если будет еще жизнь такую разгульно-холостяцкую вести, кто ж ему бокал виски в старости подаст. Осмотрелся он вокруг и вдруг глянь, а кольца то на руке и нету… Стал он вспоминать, где ж его посеять то мог… И вспомнил про девушку красавицу километрах в 200-х от города своего… Вот так и образовалась семья эта известная. А проплывая как-то на ладье по реке Великой, где Ольга наша еще недавно работала, посмотрела она направо… посмотрела налево… (чего ж не посмотреть-подивиться, если грести-то не надо) и, залюбовавшись высокой скалой, изрекла: «Эх, Игорек, посмотри - красотищща-то какая! Быть здесь городу великому и славному!». И вскорости на скале той «по щучьему велению по моему хотению» появились первые постройки. И стал народ их «Ольгиным городом» звать… Вкратце история города Пскова описывается следующими ключевыми событиями:
Попробую без подробного описания достопримечательностей сформулировать, что из себя представляет сейчас город и что в нем стоит посмотреть. Я бы разделил город как бы на две части: Кремль (Кром) и остальной город (в основном в пределах стен окольного города) с одиночными церквями и гражданскими палатами, так же стоящим на другой стороне реки Великая Мирожским монастырем. Если не очень понятно, то поясню. Кремль имеет свои стены. Это самый центр. А вокруг Кремля, на той же стороне реки Великая расположен обнесенный второй (внешней) стеной Окольный город. Река Пскова делит Окольный город примерно в соотношении 1:2. В месте впадения р.Пскова в р.Великая проход по Пскове охраняют 2 башни: Плоская и Высокая. Во втором месте пересечения р.Пскова со стенами Окольного города расположены тоже две башни: Гремячья и еще какая-то, находящаяся сейчас в руинированном состоянии. Вообще, при внимательном рассмотрении плана древнего Пскова проникаешься глубоким уважением к его планировщикам. Это действительно очень функциональный город, город-крепость, внутри которого можно было нормально жить и который было удобно оборонять. Внутри Кремля имеется обособленная стенами часть – Довмонтов город. Его отгородил от основной части кремля еще в 1266 году сам князь Довмонт. До XIII века эта территория была частью посада. Довмонт перевел из Крома сюда свой двор, построил множество церквей – к XIV веку здесь центр церковной жизни Пскова. В эпоху самостоятельности Пскова отсюда велось управление купеческими, производственными и церковными объединениями города. На западе располагался княжеский двор, гражданские здания были на юго-западе. Храмы имели свои кладбища с оградами и воротами. Сейчас о том, каков был Довмонтов город, можно судить только по раскопкам (фундаменты некоторых зданий видны на фотографиях) и старым рисункам. На крепостной стене находится памятная композиция очень внушительного размера в честь победы Александра Невского на Чудском озере. Из Довмонтова города проход в Кремль - через Охабень. А стены с двух сторон Охабня для того, чтобы нежелательного гостя поливать смолой горячей и другими «угощениями» потчевать. На территории сохранился только Троицкий собор. Ради справедливости отмечу, что это как я понял первый собор на Руси, посвященный Святой Троице (до этого соборы посвящали Христу, Богородице и праздникам разным христианским). Тот собор, который мы видим, датируется 1682-1699 годом, а самый первый был деревянным и его заложила княгиня Ольга. Пройдя дальше по внутренней части выходим к башне с оригинальным названием Кутекрома, построенной примерно в 1400 году (Кут – угол). В настоящее время башня после реставрации в 1960х годах выглядит так, как выглядела в XVII веке. Рядом с Кутекромой имеется небольшой проход в стене – по нему выходим за крепостную стену – открывается отличный вид на крепостные стены, башни Плоская и Высокая (она на другой стороне р.Пскова). По крытому проходу можно по стене дойти до Плоской башни, обернуться и посмотреть на Кремль. В принципе, на этом осмотр Кремля изнутри можно завершать. Но обязательно обойдите Кремль со стороны реки Пскова. Для этого выйдите через ворота не забывая при этом полюбоваться замечательными флюгерами на Башне у Святых ворот. Поверните налево и дойдите до Троицкого моста. Уже с него открываются красивые виды на Кремль. А если пройдете по другой стороне реки Псковы и дойдете до Высокой (Воскресенской) башни, то под дороге вам откроется множество отличных видов, так и просящихся на календарь, – не убирайте далеко фотоаппарат. Теперь о том, что касается церквей города. Их огромное множество. В различном состоянии – от идеально чистых и покрашенных до средне запущенных. После осмотра Новгородских и Псковских церквей лично для меня всяческие украшательства в культовой русской архитектуре (барокко там, рококо и прочие стили) потеряли смысл. Нет ничего более красивого, чем строгая красота древних церквей. Ну это как с костюмами, дорогими часами и автомобилями – классика остается вечной. Церквей в Пскове не много, а очень много. Как церкви, так и остальные достопримечательности города, расположены в основном в двух районах - в Запсковье и в Среднем и Окольном городе. Запсковье - это если из Крома выйти налево и перейти Троицкий мост через реку Пскова. Именно с того берега Псковы открываются очень классные виды на Кром, которые вы уже видели выше. Обратите внимание на шпагатную фабрику на улице Леона Поземского. Главный корпус – кирпичное здание в стиле модерн с декоративной башенкой с флюгером. Подновить бы его чуток...
|