Главная
Статьи
Форум
Устюжна (2007)


http://bogumil.livejournal.com/


Устюжна. Прогулка первая: Устюжна каменная.


Собор Рождества Богородицы. Кстати, сегодня там
престольный праздник.

Кадр не выдающийся, к сожалению, в эту поездку я, как ни странно, почти всё время спешил, так что фотографии все довольно туристические. Вобще, профукал я путешествие совершенно бездарно. В следующий раз буду умнее. Ладно, один "креатив" ждёт тех, кто залезет под кат и отмотает до самого конца. И вот ещё: сразу договорюсь: я не пытался документировать каждый дом. Такие фотографии уже существуют и находятся здесь и здесь. Но обо всём по порядку
Несколько слов вначале
Об этой поездке я мечтал, наверно, с полгода. Уже давно названия северных рек, озёр и городов - Молога, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Белое озеро, Онего, Устюжна, Вологда, Кириллов, Белозерск, Тотьма, Великий Устюг и Сольвычегодск, да что там, само словосочетание "Русский Север" звучало для меня неизъяснимой музыкой. И вот, свершилось. Поскольку достопримечательности рассеяны по Вологодской области с запада на восток более или менее равномерно, я решил проехать всю её, начиная с Устюжны. Собирался было ехать стопом, но потом выяснилось, что из Питера в Устюжну ходит автобус. Вооружившись энным количеством шмоток, распечатками из Интернета и вокругсветовским путеводителем по Русскому Северу, не забыв своего верного фотозверя, который, надо думать, кайфовал в новом кофре, я отчалил. Счастливая мысль доехать до Череповца ночным поездом а уже оттуда выдвигаться в Устюжну мне в голову не пришла. Я потерял почти целый день. Единственное, что утешало - это что дождь шёл почти всю дорогу.
Дорога
Итак, Устюжна. Дорога - 9 часов на автобусе - естественно, утомительна, даром, что мне повезло сидеть на переднем сиденье, на привычном "гидовском" месте. Дорога, вопреки ожиданиям, нормальная: состояние Мурманки понятное, отворотка на Тихвин хороша за исключением нескольких километров не доезжая Тихвина, в самом городке дороги, конечно, ужасные, но вскоре по выезде шоссе снова очень даже замечательное. По въезде в Вологодскую область дорога, естественно, портится, но не сильно. Шершавый асфальт по которому вполне можно ехать, местами - покрытая асфальтом бетонка, донимающая, разумеется, стыками, но вполне проезжая. Вопреки рассказу одного путешественника, отворотка на Устюжну - очень даже асфальтовая. Только надо поворачивать в Лентьево, не доезжая поста ГАИ и моста.
Гостиница
Когда я высадился, наконец, в Устюжне, было, кажется, около пяти вечера. Шёл дождь, потому, переписав расписание, я взял такси до гостиницы. Номер мне достался спартанско-ностальгический, зато отдельный и всего за 330 р. Обстановка напоминала больничную палату. Удобства на этаже и соответствующей степени комфорта, хотя по части гигиены ничего сказать не могу, чисто. Меня такие вещи, честно говоря, угнетают; я люблю чтобы или три звезды, или палатка и спальник. Но ни того, ни другого не было.
По дороге (ехать пять минут, идти - минут пятнадцать) водитель стал рассказывать, что в деревне Понизово неподалёку от Устюжны есть какая-то интересная деревянная церковь. Я это запомнил, и на следующий день мы туда поехали. О результате расскажу отдельным постом.
Прошлое
Теперь немного об истории Устюжны. Город стоит при впадении реки Ижины в Мологу. Собственно, насколько я понимаю, "Устюжна" - это и есть окатанное временем "Усть-Ижина". Молога - река новгородского ареала, хотя течёт в противоположном направлении и впадает в Волгу, вернее, теперь уже не в Волгу, а в Рыбинское водохранилище. С древнейших времён варяги поднимались из Ильменя вверх по Мсте, откуда переволакивали свои суда в Мологу и спускались по Волге в Каспийское море. Позже Молога попала в сферу влияния Ростовского княжества. В летописях Устюжна (под названием Устюг Железный) упоминается впервые в 1253 г., в составе Угличского княжества, но городище (я его, к сожалению, не нашёл - невнимательно готовился и просто не знал о его существовании) датируется ещё XI в. В составе Ростовских земель Устюжна запирала для новгородцев выход в Волгу, а значит, как на юг, так и на Север, и потому город был неоднократно ими захвачен и разграблен. В последующее время город, в основном, упоминается в связи с передачей его тому или иному удельному князю. Устюжна почему-то избежала опричнины и смогла отразить поляков во время Смуты. В начале XVII в. доходы с Устюжны получала настоятельница Тихвинского Введенского монастыря, инокиня Дарья, в миру - четвёртая жена Ивана Грозного, Анна Колтовская. На самом деле, город имел стратегическое значение: он стоял на краю Железного Поля - большого территории, на которой добывалась болотная железная руда. Мы как-то привыкли считать главным оружейным центром старой России Тулу, но до неё таковой была Устюжна. При Иване Грозном только кузнецов здесь насчитывалось 77, а в Туле только 20. Ковали по государственным заказам пушки, ядра и прочее военное снаряжение.
Руду находили по ржавому оттенку воды, выкапывали лопатами со дна речек, озёр и болот, сушили на солнце, а зимой загружали в печи-домницы. Домницы давали железные крицы, которые уже можно было пускать в кузнечный горн.
В 1630-е гг. устюженские кузницы получили важный заказ - девять опускных решёток для башен московского Кремля и Китай-города, по нескольку сажен каждая. Но о цене договориться не смогли, потому изготовили только две решётки - и ничего, смирился царь Михаил Фёдорович, и ничем не отплатил за обиду. В XVII в. ковали в основном, орудия мирные - всякую домашнюю и кухонную утварь, из которой самое замечательное - огромные, 100-вёдерные котлы для пива. Пётр основал в Устюжне завод, так что Северную войну Россия выиграла стреляя из устюженских пушек, рубя шведов устюженскими палашами и кашу солдатскую варя в устюженских котлах. После Петра завод закрыли, а большую часть мастеров перевели в Тулу, так что жизнь в гороле попритихла. В XIX в. город изволил посетить самодержец всероссийский, император Александр I Благословенный. Государь изволил обратить внимание, что встречающие его местные дамы и юношество были одеты в российский национальный костюм, а не в новейшее платье. А ещё Устюжна прославилась конфузом: именно её считают прототипом уездного города, выведенного сочинителем, господином Гоголем в комедии "Ревизор", поскольку похожий случай в 1829 году имел место и в Устюжне, где проезжий вологодский помещик П. Г. Волков выдал себя за ревизора корпуса жандармов. Железные дороги Устюжну обошли стороной, потому она и сохранила до нашего времени свои старинные церкви и купеческие дома. Ну, об этом позже. Из достопамятных людей, в Устюжне родился известный новомученник, митрополит Петроградский Иосиф (Петровых). А ещё во время Войны здесь жила великая Галина Вишневская.
Прогулка первая
Пока я обустраивался, дождь немного попритих и я отправился на прогулку. Вся Устюжна нанизана на две улицы - Большая Московская (ныне Карла Маркса) идёт от Соборной площади (ныне Жертв Революции) к кладбищу, а Большая Новгородская (ныне Ленина) отходит от Торговой площади (ныне 25 Октября). Гостиница находится на Большой Московской, в двух шагах от собора Рождества Богородицы, к которому я и направился. Собор я заприметил ещё в машине и он приглянулся мне своим величием - и одновременно камерностью.Пять барабанов трогательно сужаются кверху - как у Спасо-Преображенского собора на Соловках, но только в таком, я бы сказал бы, домашнем масштабе. Главки почему-то пегие. Я подумал было, что к недавнему юбилею подновили гонт, но кажется, это просто позолота слезает... В соборе сейчас музей, а подробнее о его трагической истории я расскажу позже.
Сфотографировав собор я обошёл Соборную площадь, перешёл небольшую речку и отправился на соседнюю Торговую площадь. Её доминантой когда-то была церковь Воскресения Христова. Церковь стоит обезглавленная; основной объём упрятан в потемневшие от времени леса, а на площадь выходит лишь западный фасад трапезной, в стиле уездного классицизма. Рядом с изувеченной церковью двусмысленно смотрится новый памятник - бюст местного купца и благотворителя Поздеева. Есть в Устюжне и свой Ильич, он стоит напротив, типовой, бетонный, выкрашенный, по дурацкой провинциальной традиции, серебрянкой. Больше всего он напоминает - прав был Курёхин - какой-то уродливый гриб. В самом деле, странно, что русские люди почитали этого комичного провинциального еврейчика своим вождём... Ну да ладно, брызгать сейчас слюной - тоже комично, чего доброго, заклеймят антисемитом и монархистом. Давайте только сразу оговоримся: три вещи - лениниану, совковую топонимику и памятники героям последней Войны я выношу за скобки.
Тут начал накрапывать дождик и я спрятался в гостеприимной пирожковой. Разговорился с продавщицей, попутно отметив милый моему сердцу вологодский выговор, выпил чаю и двинулся дальше. Большая Новгородская и примыкающие к ней улицы застроены, в основном, каменными купеческими и дворянскими домами. Честно говоря, я не испытываю никакого пиетета ко всей этой уездной атрибутике - насмотрелся уже. Для меня всё это - антураж чеховских пьес. Именно из таких домов рвались "в Москву, в Москву"... Так что фотографировал я немного - тем более, что начало темнеть.
На обратном пути я заприметил фонарь у Собора Рождества Богородицы. Если вечером он только мешал, то в сумерках огонёк можно было бы неплохо снять с кроссфильтром. Я побежал в гостиницу за штативом, но пока ставил его - фонарь погас. Минут двадцать, наверно, я его прождал, попутно пристреливаясь к экспозиции - перед поездкой как раз купил тросик дистанционного управления, так что снимки должны получиться резче, чем раньше. Но фонарь так и не зажёгся. Становилось темно и холодно, так что я зачехлил технику и вернулся в гостиницу.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (кстати, сегодня - его престольный праздник) освящён в 1691 г. До этого храмов было два - тёплый и холодный, с многочисленными приделами, оба были деревянными, оба многократно горели и восстанавливались. Некоторое время в XVI в. здесь был небольшой монастырь, в котором жили одновременно и монахи, и монахини - нередкая практика в бедных северных обителях. Как правило, такие монастыри вырастали из общины нищих, живших при приходских храмах. Здесь монастырь был довольно большим, одних келий насчитывалось 40. Стоглавый собор осудил практику совместного проживания монахов и монахинь, и специальным указом Ивана Грозного женский монастырь был переведён к другой церкви. Между тем, указ, видимо, не был выполнен, поскольку в конце XVI в. у Богородице-рождественской церкви, наоборот, жили только монахини. Колоколов было всего два, зато имелись часы с боем - не очень частое явление. Существующий храм, как я уже сказал, был построен в 1685-1691 гг., часть средств на строительство пожертвовал устюженский уроженец, настоятель Благовещенского собора Московском Кремле, прот. Меркурий. Он же на помин души пожертвовал главный колокол весом 120 пудов. Купола позолотили только в 1872 г. В 1936 г. храм был закрыт и передан местному краеведческому музею, каковой и находится в нём до сих пор.
Колокольню шатровую, жалко, не уберегли. При закрытии храма её обрушили. Решили, видимо, не тратить взрывчатку, выбили часть нижних кирпичей, вместо них вставили брёвна и подожгли их. Когда брёвна прогорели, колокольня рухнула сама. Дьявольская изобретательность! Не устаю удивляться остервенению и дьявольской изобретательности, с который русский народ уничтожал и продолжает уничтожать собственную культуру!




Торговая площадь, 14
Дом Поздеева. Самый роскошный дом в городе. Именно в нём останавливались
посещавшие город особы императорской крови


А за ним тянется ряд домов, также принадлежавших семейству Поздеевых.
Через дорогу здание советской постройки, с выкрашенным в кислотный розовый
первым этажом. Вот там - упоминавшаяся пирожковая.


Торговая площадь, дома 7 и 8. Слева - уездное реальное училище, теперь в нём
налоговая инспекция, справа новостройный флигель. Меня привлёк наличник




А это уже упоминавшаяся церковь Воскресения Христова


Мусорные бачки стоят прямо у входа. Мне это показалось кощунством... Ничего, в
Великом Устюге я лицезрел церковь хорошего русского - не европейского - барокко
конца XVII или начала XVIII. Она стояла посреди большого пустыря, так народу
не лень было переть огромные мешки с мусором прямо на крыльцо...


Алтарное окно. Интересны колонны - традиционные, не
"ордерные", а по-народному "неправильные".
В Москве так строили в XVII в., а на Севере, как я убедился,
продолжали строить до второй трети XVIII в.


А вот и обещанный бюст Поздеева...

Церковь Воскресения Христова именуется "В зарядье" потому, что помещалась за торговыми рядами. В древности на этом месте тоже находился монастырь, и во имя Воскресения Христова была освящена тёплая церковь. По соборному храму обитель именовалась Ильинской. Однако в какой-то момент - на Севере такое бывает сплошь и рядом - монастырь стал именоваться по тёплой церкви Воскресенским. При составлении штатов монастырь и вовсе упразднили, а церкви сделали приходскими. Нынешняя холодная каменная церковь была выстроена в 1773, во имя пророка Илии освятили один из двух тёплых приделов (второй - во имя Василия Блаженного). Как это опять же, часто бывает в небогатых приходах, деньги на колокольню нашлись только в следующем веке. Простояла она около сотни лет и была обрушена в начале 1920-х. С тех пор в храме показывали кино. Только в конце 1970-х спохватились, стали реставрировать, но не дореставрировали... Хорошо хоть, окна закрыли, чтоб не лазил никто. И на том спасибо.


Большая Новгородская, 16.
В Устюжне и в Вологде необычные светофоры - на светодиодах, плоские и без
привычных нам козырьков от солнца..
Дальше по улице, кажется, назревала драка, хотя вообще городок был пуст.
Темнело, потому я повернул обратно.


Большая Новгородская, 1. Очень уж приглянулся мне этот
дом своей... запущенностью, чтоли. Как пишет уже
упоминавшийся мной gudea, этот особняк принадлежал
купцу Белоусову.


Снова дом купца Белоусова. Напротив него, через
Большую Московскую - дом, принадлежавший
М.Г. и Т.В. Чуриным. Он числится по Торговой площади
за номером 7.
Сейчас в нём, кажется, игорное заведение


И на последок, ударный кадр: снова собор Рождества Пресвятой Богородицы, перед
закатом.

Устюжна. Прогулка вторая: к Казанской церкви.



Если фотографии прошлого поста не блистали
качествами художествами, то у некоторых кадров этого
и техническое несколько подкачало, уж извините.
Этот кадр - самый лучший.

Долго не хотелось спать - потому полночи читал взятую у ulechka_spb книгу Бориса Ширяева о Соловецком лагере. Книга потрясающая, поэтому заснул поздно. Разбудили меня рано - около 6 утра - соседи, электротехники. Я познакомился с ними вечером в кафе. Они, видимо, на работу собирались, а стены в советских гостиницах, как известно, фанерные... Пришлось мне тоже вставать и выходить на улицу, тем более, что было уже совсем светло. На этот раз я пошёл по Большой Московской в сторону кладбища, фотографируя по пути приглянувшиеся деревянные домики. На кладбище - большая церковь во имя Казанской Иконы Божьей Матери - настоящий шедевр строгановского барокко, с шатровой колокольней ярославского стиля. По случаю раннего времени церковь была закрыта, да и службы в тот день в расписании не значилось, так что внутрь попасть я не надеялся. Церковь сложно снять так, чтобы впечатлила - кладбище со всех сторон поросло деревьями, да и пасмурно было. Отчаявшись я стал искать более дальние точки, но нашёл только интересный дом с резной трёхъярусной башней. Зато выглянуло солнышко и я побежал снимать церковь, пока оно не спряталось снова. Пока я фотографировал, открыли церковь, и я зашёл.
Сразу охватило ощущение действующего, не поруганного и не закрытого храма. В основной объём теперь попадают через боковой придел. Внутри - совсем не так просторно, гораздо выше, чем ожидаешь снаружи. Столбов нет, причём, если не ошибаюсь, все пять барабанов - световые! Храм расписан ярославскими мастерами в начале XVIII в. сплошь, росписи отлично сохранились. Конечно, не моим зрением разглядывать фрески, конкретных сюжетов я и не запомнил - запомнил только глубокий синий цвет фона и экспрессию русского национального - не западного - барокко. И иконостас в храме тоже старинный.
В маленьких городах всё- рядом. Рядом с Казанской церковью находится тюрьма. Вида довольно печального - забавляют только спутниковые тарелки на одном из корпусов. Но, снимать там я, разумеется, не стал.
После Казанской церкви я вернулся к собору Рождества Богородицы для того, чтобы посетить местный краеведческий музей. Как я уже говорил, храм был передан музею почти сразу же после закрытия, что позволило сохранить иконостас и часть церковной утвари. Иконостас я совершенно не запомнил, но внимания он определённо заслуживает. Кроме того, интересна временная выставка отреставрированных икон. В основном - музей каких много...
В малых городах Вологодской области краеведение поставлено на широкую ногу, издаются альманахи - я купил парочку устюженских, но все они выложены в Сеть, только без иллюстраций - вот, полюбуйтесь. Близился полдень, потому я заторопился в гостиницу - забрать вещи.


Большая Московская, 10. Дом А.В. Жилина. Первая половина XIX века. В Устюжне
есть ещё один похожий дом. Он находится рядом с Благовещенской церковью
(о ней позже). Он принадлежал М.С. Батюшковой. В этом же доме в начале XX в.
бывал Куприн.


Большая Московская, 14. Школа искусств. Панорама из 3 вертикальных кадров.
Пришлось снимать панораму - деревья не давали снять с противоположной стороны.


Ул. Карла Маркса, д. 20


Баня порадовала странными волютами на уровне первого этажа


Ул. Карла Маркса, д. 30. Вроде как уже советского времени дом, но лестница
заинтересовала. Тут тоже пришлось снимать панораму.


Большая Московская, 27. Дом Троицкого, 1890-95. Ныне станция скорой помощи


Ул. Карла Маркса, д. 40


Ул. Карла Маркса, д. 60. Домик, похоже, уже советской постройки, но наличники интересные. В Устюжне, кажется, ещё
есть несколько таких.


Большая Московская, 64. Что было в этом доме раньше - не знаю. Теперь - РОНО.


А вот и наличник оттуда






Панорама из 5 вертикальных кадров

Казанская церковь, как и другие церкви Устюжны, стоит на старом месте нескольких "поколений" деревянных церквей. Впервые храм на этом месте упоминается в 1547 г. Он был освящён во имя Рождества Христова, и стоял вне пределов посада, "на всполье". Более сведений о храме нет, по-видимому он был разобран за ветхостью. В XVII в. место это пользовалось дурной славой: здесь хоронили нищих и умерших внезапной смертью. На этом месте устюженскому юродивому Афоне по прозвищу Железный посох был явлен на ветвях сосны образ Казанской Божьей Матери. Храм для этого образа был построен в 1647 г. "на новом месте, на всполье" всем миром, но в 1659 г. ударила молния и церковь сгорела, хотя иконы и книги удалось спасти. На старом месте силами устюженского посадского жителя Михаила Семёновича Олончанина был построен новый храм во имя Преполовения Пятидесятницы, с приделом во имя иконы Казанской Божьей Матери, а в 1675 рядом с ним воздвигли тёплый храм во имя царевича Димитрия.
В конце XVII-первой половине XVIII в. в Устюжну часто наезжали Строгановы. За ними числились два двора за Мологой. В один из приездов Григорий Дмитриевич Строганов заболел и был при смерти. Пишут, что он молился перед той самой иконой в храме, но думаю, на самом деле он просто велел служить молебен. Молебен помог, смилостивился Господь - выздоровел именитый человек. Выздоровел и обещал построить каменный храм. В 1694 г. была возведена существующая церковь, а предыдущие - деревянные и ещё совсем новые храмы были разобраны и проданы соседним приходам. На роспись денег Строгановы, видимо, не дали, или же росписи были, но не сохранились. Существующие росписи были выполнены в 1756-1757 гг. на средства устюженского помещика Василия Фёдоровича Козлянинова артелью ярославских иконописцев под руководством Афанасия и Ивана Андреевичей Шустовых. В 1899 фрески поновлялись на средства знаменитого городского головы Н.И. Поздеева. Красавицу-колокольню построил ярославский Пётр Белавин в 1756-57 гг. по образцу соборной. О, как! В Питере Растрелли строит нынешний Зимний дворец, а в провинции ещё шатровые колокольни! Зато красавица какая!
В советское время церковь оставалась, с небольшими перерывами, действующей. На некоторое время её захватили обновленцы, вытеснив часть прихода, во главе со священником, оставшуюся верной истинной Церкви - в один из городских приходов. Тот вскоре закрыли, но и обновленцы продержались недолго - самораспустились, а настоятель их сложил с себя сан. Вот как бывает! И потому православные вновь вернулись в храм. Трудами протоиерея В.Ф, Рассказовского храм был капитально отремонтирован в 70-е гг, тогда же была выпрямлена наклонившаяся колокольня. И хотя нынешнее состояние храма внушает опасения специалистам, он продолжает, с Божьей помощью, действовать.
Святыня храма - мощи преподобного Ефросина Синоезерского. О преподобном Ефросине, именуемом старцем, мы знаем из "Сказания о житии преподобного старца Ефросина", составленного постриженником Соловецкого монастыря иеромонахом Ионой Филипповым сыном Суровицыным. Преподобный Ефросин (в крещении Ефрем, Семёнов сын) родился где-то у северных берегов озера Нево. Как и многие другие русские подвижники XVI в., после смерти родителей он раздал имущество бедным и поступил в Валаамский монастырь. Там он научился грамоте, но в монашеский чин, видимо, пострижен не был, по крайней мере житие называет его "служителем", а не иноком. После того, как шведы разорили его родной монастырь, послушник Ефрем переселился в Новгород и некоторое время провёл при Софийском доме - то есть, насколько я понимаю, при митрополичьей кафедре. Несколько лет спустя боярин Михаил Годунов обратился к новгородскому митрополиту с просьбой прислать чтеца в Георгиевскую церковь, в его "весь Долоцкую", которая и сейчас существует к северу от трассы, не доезжая до Устюжны со стороны Петербурга. Митрополит прислал Ефрема. В Георгиевской церкви Ефрем прослужил пока не пришел "в довольные лета жития своего", а затем ушёл в Тихвинский монастырь и принял постриг с наречением Ефросином. Но многолюдность обители тяготила преподобного, и в 1592 г. он ушёл на прежнее место - в леса неподалёку от Долоцкого, куда и прежде хаживал на молитву, близ реки Чагодощи и Гвозденского ручья. Сопровождали его иноки Гурий и Филарет. Гурий, облечённый священническим саном (сам Ефросин не был иеромонахом) вскоре ушёл безмолвствовать один, и основал пустынь в местечке Шалочь. Филарет тоже ушёл, правда не далеко, и основал Успенскую пустынь, упразднённую после его смерти.
Два года Ефросин безмолвствовал один. Повесть сообщает, что днём он, творя непрерывную молитву, плёл рыболовные сети, и, видимо, продавал их окрестным крестьянам, а ночью творил своё келейное правило. Как часто бывает, о преподобном вскоре стало известно и постепенно к нему стали приходить другие подвижники.
Патриарх Иов благословил строить Благовещенскую церковь на берегу Синичьего озера, от чего и обитель получила название Синоезерской. Освящать церковь приходил уже упоминавшийся Гурий. Он же в начале XVII в. постриг преподобного в Великую Схиму. Ежедневно старец Ефросин ходил на своё старое место, получившее название Пустынька, и молился там.
Во время Смуты дошли поляки и русские изменники и до Устюженского уезда. Как это часто бывает, спасаясь от нашествия, окрестные крестьяне собрались в монастыре. 19 марта 1612 г. старец собрал всех и убеждал покинуть обитель. Кто-то, видимо ушёл, но не все. Остался монах Иона и ещё несколько человек. Ночь преподобный провёл в храме, на молитве, а на следующий день явились захватчики. Житие повествует, что старец вышел навстречу им и встал у поклонного креста. Захватчики потребовали от него выдать сокровища обители, он же указал на храм, имея в виду, что имущество монастыря "не от мира сего". Не найдя ничего, что можно было бы украсть, разбойники вернулись и убили старца, а также остальных находившихся в монастыре. В живых остался только крестьянин Иван по прозвищу Сума.
Преподобного погребли у воздвигнутого им креста, а пустынь, через несколько лет, была возобновлена, только именовалась Троицкой по холодному храму. Мощи преподобного Ефросина почивали под спудом под колокольней. Пустынь никогда не была особенно богата, все храмы в ней были деревянными. Поэтому в середине XVIII в. она стала приписной. Приписывали её то устюженскому Воскресенскому монастырю, то Тихвинскому успенскому, а при Екатерина II и вовсе упразднили, а имущество перевели в Свято-Духов монастырь в Боровичи.
А между тем духовная сторона жизни обители была поставлена лучше материальной - синодик насчитывает 47 схимников и несколько схимниц, тоже, видимо, живших в пустыни. Преподобный Ефросин почитался как местночтимый святой. Икона его была подарена в обитель от имени царя Алексея Михайловича. Но из-за утраты самостоятельности и затем закрытия монастыря служба святому была позабыта - и ему стали служить панихиды, как чтимому, но рядовому покойному. Только с 1904 г. преподобному вновь стали править службы. По благословению Святейшего Синода, 29 июня 1912 года, он был причислен официально к лику святых преподобномучеников и чудотворцев Новгородских и как святой угодник изображается на иконе Собора Новгородских Святых. Видимо в 1799 г. мощи были перенесены, поскольку для них была изготовлена рака.
Храмы обители погибли в 1940-х гг., мощи были вскрыты в 1936 г. и служили экспонатом антирелигиозной выставки, и только в 14 июня 1991 г. переданы Церкви и покоятся в возвращённой музеем упомянутой раке.










Устюженский пер., д. 4. Дом Н.А. Курбатова. Он был владельцем чугуннолитейного и конного заводов.
Дом первоначально служил дачей и находился в одной из деревень близ Устюжны, а в советское время был
перевезён в город, и, кажется, потерял часть декора. Удивительно, как сохранилась башня!
В этом доме жила vreda777, тут она немного вспоминает об этом.

Устюжна. Прогулка третья и последняя: в Заречье и обратно.



Благовещенская церковь и Козий мост через реку Ворожу.
Это, пожалуй, самый удачный пост из всех трёх

В этот раз моей целью было Заречье с двумя церквями - Покрова и Успения, а также замечательная Благовещенская церковь на "этом" берегу. Не сильно торопясь, я спустился к Мологе, снял панораму, побродил среди прибрежных домиков, и затем двинулся через мост. Над рекой гулял свежий ветер, а сама река весело бежала между многочисленных зелёных островков. На мосту стоял и смотрел вниз местный карапуз. Приехал он на велосипеде, но слезть с него поленился, и так и сжимал раму коленками.
Ну а в Заречье было тихо. Церковь Успения показалась мне классицистической, хотя, на самом деле, это видимо была местная форма барокко. Храм стоит обезглавленный, без окон, в основном объёме грозят обрушиться толи старые леса, толи положенные в советское время перекрытия, а вот в трапезной уцелел свод - только в одном месте кирпичи выпали и образовалось отверстие, откуда лился яркий дневной свет.
Я двинулся дальше, к Покровской церкви. Церковь стоит огороженная, видимо там какое-то предприятие, и потому, выглядит слегка менее заброшенной, чем её соседка, хотя и она явно держится силой молитв своих бывших прихожан более, чем прочностью кирпичей. Уцелел и церковный сад, деревья которого тревожно шумели на ветру - с противоположного берега тянуло грандиозную тучу. Я заторопился - хотелось сфотографировать Благовещенскую церковь до того, как "зарядит". Я шёл обратно по пустой деревенской улице, когда мне навстречу попалась "буханка". Водитель остановил машину и стал агитировать меня лезть на второй этаж церкви - смотреть сохранившиеся фрески. Я всё-таки решил этого не делать - дождь готов был разразиться с минуты на минуту. Прошёл по деревенской улице, сфотографировал несколько домов, перешёл Мологу, забрёл в книжный магазин, купил там небольшой путеводитель по Вологодской области, вышел, и тут действительно пошёл дождь, от которого я спрятался в кафе со смешным названием Сер-Ир-Ка. Кафе-не кафе, а кормят недорого и неплохо.
Пока ел - разгулялось. Зато пока добежал, пока сфотографировал деревянный мостик, ведущий к церкви через заболоченную речку с замечательным названием Ворожа, снова набежал дождь, да не дождь, а прямо ливень! Я спрятался от дождя под колокольней, стоящей прямо над входом в храм. Под колокольней было влажно, пахло питерской парадной, хотя церковь была надёжно заперта. Дождь быстро закончился, я отснял всё, что мог, и побежал на автобусный вокзал.


Большая Московская, 2.
Я было подумал, что это уездное дворянское собрание или, на худой конец, земство -
есть в этом доме что-то правительственное. Ан нет! Это просто купеческий дом,
принадлежал представителю династии Поздеевых, Н.И. Поздееву.
Теперь здесь районная администрация. Справа - обратите внимание - доска почёта!
Вообще, доски почёта в Вологодской области живут и побеждают


Богатырёва, 4 (Дом Н.И. Поздеева. Первая половина XIX в.)
Не доходя до Ворожи я свернул с Большой Московской направо и встретил вот такой симпатичный домик


Потом я вернулся на Соборную площадь. В этом домике - детский сад.


От дома Поздеева я вышел к Мологе. Река, конечно, не очень большая, но живописная. Жалко, пасмурно было...
Панорама из 7 вертикальных кадров


Набережная, 15. Дом купца А.И. Курбатова
Немного прошёл по набережной в поисках какого-нибудь общепита, но ресторан Устюжна давно уже закрылся,
а кафе было на ремонте. В здании кафе есть, оказывается,и гостиница, но я об этом не знал.
А домик жалко...


Молога вниз по течению. Вид с моста.




Успенская церковь. Западный фасад
Успенская церковь, как и храмы, о которых я рассказывал прежде, стоит на месте нескольких поколений деревянных церквей. Вернее - двух церквей - холодной и тёплой. Существующий храм был построен на средства прихожан в 1781 г. и освящена в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, с тёплыми приделами в трапезной в честь Успения Пресвятой Богородицы и Трёх Святителей. Как часто бывает на Севере, в народе храм стали называть не по главному престолу, а по тёплому приделу - Успенской. Иногда пишут, что церковь построена в стиле классицизма. На самом деле, хорошо видно, что стилистически церковь продолжает традиции местного "бедного" барокко. А вот колокольня действительно была уже классицистическая, поскольку построили её позже самого храма, в начале XIX в. Колокольня, к сожалению не сохранилась - её обрушили в 1939-40 гг., да и сама церковь в довольно плачевном состоянии. В советское время там находился пищевой цех.

Успенская церковь. Южный фасад


Успенская церковь. Интерьер трапезной. Панорама из 6 вертикальных кадров


Покровская церковь. Вид с юга
Покровская церковь тоже стоит на месте нескольких поколений деревянных церквей. Каменный храм во имя Рождества Христово с тёплыми приделами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Владимирской иконы Божьей Матери был закончен и освящён в 1781 г. По традиции построили шатровую колокольню, но она оказалась недолговечной. В начале XIX в. её пришлось разобрать и построить новую, уже классицистическую.
Церковь оставалась открытой дольше остальных - она действовала ещё в 1939 г., но всё же была закрыта. Погибла колокольня и иконостасы


Покровская церковь. Вид с севера.


Ул. Коммунаров, 79. Уникальный дом - похожего в Вологодской области я не видел.
Видел только в Лампово.
С какого перепугу у меня получился такой нерезкий кадр?!


Ул. Коммунаров, 69




Церковь Благовещания. Вид с севера
Во времена Ивана Грозного на месте нынешней церкви был Благовещенский монастырь. Документ называет его "общим", то есть общежительным, хотя, возможно, имеется в виду, что и здесь монахи и монахини подвизались совместно. Келий было всего четыре, поскольку храм, на самом деле,был посадским, а монастырь вырос из общины нищих. Обитель просуществовала лишь до конца XVI в. Все постройки были деревянными. Благовещенская церковь именуется "на всполье" - то есть, посада. Неподалёку располагался городской вал и одноимённые ворота. Во время осады Устюжны поляками церковь даже пришлось разобрать - боялись пожара.
После того, как поляки разорили Шапочскую пустынь (о её основателе, старце Гурии я рассказывал в предыдущей записи), игумен Вассиан с братией получили разрешение поселиться в старом монастыре. Сколько монахи жали здесь, и когда вернулись в родную обитель,и вернулись ли - неизвестно. Во всяком случае, нынешний храм построен в 1694 г. тщанием посадских людей, с тёплыми приделами Архистратига Михаила и Святителя Димитрия Ростовского.
Церковь - удивительно красивая и расположена хорошо, может быть поэтому она не была ни повреждена, ни разрушена в советское время. Закрыли её в 1935 г. В церкви устроили склады: сначала склад муки, с 1940 г. - льнопродукции, с 1944- грибов и ягод, с 1945 - зерна. Наконец, в 1958 г. храм передали музею. Реставрация началась только во второй половине 70-х гг., тогда церкви вернули первоначальную полихромную окраску. Но храм так и остаётся закрытым.

Церковь Благовещания. Маленькая
дверца на западном фасаде. Интересно, куда
она ведёт. В ризницу?


Церковь Благовещания. Вид с юго-востока.
Панорама из 4 горизонтальных кадров в два ряда









Рейтинг@Mail.ru