Москва - Великий Новгород (октябрь 2009)

По материалам сайта http://autotravel.ru/

АСТ

Вот наконец и мы собрались в Новгород. Сколько раз мимо проезджали, а заехать все некогда было. Съездили на три дня. Уехали в 5 утра 2-го, вернулись около 7-ми вечера 4-го. Автомобиль Москвич 214145. Экипаж: моя жена, 9-ти летняя дочь и я.

Вообще эта поездка планировалась по другому, более длинному и насыщенному маршруту. В первый день ,выехав пораньше и заскочив ненадолго в Валдай, доезджаем до Новгорода. Осматриваем, что успеем до темна. Возможно Витославлицы. Первую ночь ночуем в Новгороде. Во второй день , досмотрев что не успели вчера (но не позднее 12 дня), через Лугу проехать до Ивангорода. Быстренько осмотреть крепость и что-нибудь еще. И к вечеру приехать в Псков. Вторую ночь переночевать в Пскове. На третий день с утра, немного погуляв по центру (т.к. в Пскове мы уже были), уехать в Изборск и, может быть в Печоры. И уже оттуда через Остров (не заезджая в Псков) ехать домой по М9. Вернуться рассчитывали ночью. Но, видимо, такие города как Великий Новгород требуют к себе большего внимания. Так что в полном объеме нашим планам осуществиться было не суждено. Немного подвела техника. Но обо всем по порядку.

День первый.

Выезджаем в 5 утра. Заправляемся на любимой заправке в районе Подольска. Погода не радует. Дождь, холодно. Мои видавшие виды колеса (почти слик, более трех сезонов) не хотят продавливать эту водяную пленку. Ехать приходится не быстро. Особенно на участках с колейностью. Но едем. Сворачиваем с М2 на МКАД, а через некоторое время и на М10. Как не странно, но в такую погоду мне показалось, что в самом плохом состояние Ленинградка около Москвы. Чем дальше тем лучше. По крайней мере колейность уменьшается. А может дождь стихает. Но начинаем ехать побыстрее.

Около 8-ми проезджаем Тверь. Пересекаем Волгу.

Средняя - чуть за 80. Маловато. В голову лезут мысли о том, что много напланировал на эти три дня. Погода плохая, темнеет рано. И, если так ехать, то кроме дороги толком ничего не увидим. Но едем. Погода улучшается. Дождь почти прекратился. Дорога хорошего качества. Быстро доезджаем до Волочка и проезджаем его практически не останавливаясь, что тоже странно.

Выезджаем из Волочка.

Вскоре начинается Новгородская область (если кто не знает). А там и до Валдая недалеко. Недоезджая поворота на сам Валдай, поворачиваем направо на Иверский монастырь (есть указатель). От трассы километров пять по очень живописной дороге. Лес, озера. Вдоль дороги много оборудованных мест для отдыха. Надо запомнить. Можно заехать перекусить на берегу, когда просто едем мимо.

Примерно в 10-30 подъезджаем к монастырю. Среднюю удалось поднять почти до 90. Неплохо, учитывая погоду и почти слики. Очень красиво, даже в дождь.

Людей практически нет. На стоянке стоят три машины. За бортом всего +3, моросит дождь. В такую погоду из машины выходить не хочется. Но берем зонты и идем гулять по территории монастыря. Практически все отреставритовано и находится в прекрасном состоянии.

Территория не очень большая, но очень ухоженная. Есть что-то типа монастырского огорода.

Зашли в собор. Погуляли по территории. Вышли на площадь к озеру. Очень красивый причал. На другом берегу виден город Валдай.

Вид на монастырь с причала тоже очень красивый.

Жена с дочкой пошли в лавку, а я, несмотря на погоду, все таки прошелся вдоль монастырских стен снаружи. Не пожалел. Очень красивое место. А вода в озере очень прозрачная. С причала прекрасно видно дно, а там метра полтора-два глубины.

Но времени мало. Надо ехать. Выезджаем на М10 и вскоре опять сворачиваем с нее направо на город Валдай. Дорога идет все время с горы. М10 идет по холмам,а город расположен в низине у озера. Небольшой уютный городок расположенный в очень красивом месте. Из-за недостатка времени (как всегда), по плану у нас только осмотр музея колоколов. Найти его нетрудно, но мы все таки спрашивали у местных. Он расположен в красивом здании старой церкви, построенной каким-то известным архитектором. Для церкви оно немного необычно. В музее один зал, в котором представлена история колоколов. Посмотреть интересно. Времени занимает немного.

Спутились по однои из улиц к бероегу озера. Еще раз, теперь уже с другого берега посмотрели на монастырь.

И в путь. На монастырь и Валдай потратили около двух часов. Как и рассчитывал. Едем дальше. Дождь временами все таки идет. Но мы уже привыкли. Нам и так в последних поездках все время везло с погодой. Не может же так продолжаться всегда.

Думаю где-то в 14-30 оказаться в Новгороде в гостинице. Но не зря говорят: не загадывай (хотя как без этого в таких поездках). За несколько километров до Крестцов случилось то из-за чего мы изменили грандиозные планы нашей поездки, но смогли хорошо и неспеша осмотреть Новгород.

Выскочила пятая передача. Четвертвя и третья повели себя так же. Остались первая и вторая, ну и задняя. Сам почти десять лет занимаюсь ремонтом автомобилей. Работаю в сервисе. Поэтому, что случилось понял сразу, тем более такое у меня уже было. Оборвало болт первичного вала. Видомо, слабоват он для реновского мотора. Потихоньку тащимся на второй передаче. Скорость 40-50. Проезджаем Крестцы. Я в раздумьях: возвращаться в Валдай и тогда вообще все планы рушатся или пробовать доехать до Новгорода и тогда хоть что-то. Решаю тянуть до Новгорода. Ехать с такой скоростью конечно можно, но я то понимаю, что одна деталь в коробке (ограничилель хода синхронизатора пятой передачи, если кому интересно) трется об крышку и рано или поздно будет еще хуже. На заправке спрашиваю про сервис. Говорят, что через километр будет. Подъехали, посмотрели. Бывший колхозный тракторный гараж. Правда, с подъеминиками. Но не понравилось. Да и перспектива разобрать машину и искать ночлег с женой и ребенком в глухой (хоть и на трассе М10) деревне не радовала. Решил ехать дальше, по возможности до Новгорода. Там и гостиница забронирована, и сервисов побольше, и жене с дочкой будет чем заняться, пока я машину делаю. На всякий случай в придорожном кафе узнал телефон эвакуатора из Новгорода. Позвонил, насчитали около 3 тысяч рублей. Решил ехать, пока не решу, что пора вызывать эвакуатор. Это решение оказалось правильным (и вообще, дальше нам везло). Но тащиться с такой скоростью очень непросто. Где это возможно съезджал на обочину, чтобы не мешать потоку. Но наехав в луже на обочине на какую-то железку, практически перестал это делать. Пусть простят меня те, кого я тормозил и вынуждал выезджать на встречную, попадая под "расстрельную" статью. Уже около 50-ти километров я проехал на второй передаче со скоростью 40-50 км/ч. Старался как мог не мешать другим. Но когда ты едешь правыми колесами по обочине, тебя впритирку обгоняет фура, а ты видишь что эта обочина кончается или уходит под воду, ощущения не из приятных. Правда, когда едешь с такой скоростью, остается много времени на осмотр окружающих пейзажей и достопримечательностей, но мне было не до этого. Фотографировать что-то тоже не хотелось.Как только началась четырехрядка с хорошим покрытием, я все таки изловчился включить третью, и мы поехали повеселее. Где-то 70-80 км/ч. Вот уже и поворот на Новгород. Еще около 20-ти километров и мы въезджаем в город. Решил, раз уж доехал до сюда (около 100 км), доеду до гостиницы, оставлю жену с ребенком, а потом поеду искать место ремонта.

Где то в четвертом часу, усталые, но довольные, мы входим в гостиницу "Россия". Номер мы бронировали заранее по телефону. Денег за бронь не берут. Номер трехместный, с удобствами, но без телевизора, холодильника и ремонта. Обо всем этом мы были предупреждены по телефону, и нас это устроило. Вид из гостиницы отличный. Место расположения тоже. Вобщем устроились неплохо.

А я пошел искать сервис. Ремонтировать машину хотелось именно самому. Во-первых: я всегда это делал сам. Во-вторых: эту коробку лучше меня никто не знает. И в третьих: в этих делах привык доверять только себе. Понимал, что за мою машину вообще врядли кто возьмется, а уж пустить незнакомого человека делать самого - это вообще фантастика. Но мне повезло. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить людей из сервиса-шиномонтажа, находящегося около гостиницы. Я зашел, объяснил свою проблемму, и они пообещали мне помочь, но просили позвонить часов в пять. За "аренду" подъемника попросили всего 500 рублей.

Чтобы не терять времени даром, мы решили погулять по городу, по Торговой стороне. Посмотрели памятники Ярославова дворища. Новый ганзейский знак.

Прошлись по набережной.

Посмотрели на другую сторону. Но идти туда решили завтра.

Я позвонил в сервис и мы договорились на шесть, но мне сказали, что в семь они закрываются. Но я знал, что часа мне достаточно для того, чтобы разобрать и понять, что делать. А там, завтра, починим.

В это время я зашел в магазин автозапчастей. Купил кое-что, отметив, что в Новгороде запчастей на мой Реногор побольше чем в Москве. Без десяти шесть я был с машиной около сервиса. Загнал, переоделся и начал делать. Все оказалось, как я и думал. Хорошо, что не страшнее. К семи часам я уже все разобрал, высверлил остатки болта и начал собирать. Я, конечно, хотел бы доделать машину сегодня. Но им уже нужно было закрываться. Хозяин сказал: "Приехал отдыхать - иди отдыхай, завтра соберешь". И я пошел в гостиницу. Главное - я успокоился: уже был уверен, что утром за час я все доделаю и можно будет ехать. Идти до гостиницы минуты полторы. Заказали ужин в номер. Поели. Сняли стресс водочкой. Машина ждала в тепле, на подъемнике. Вид от гостиницы и из нее вечером отличный.

Хорошо поужинав и посмотрев на подсвеченный кремль, ложимся спать.

День второй.

Проснулись рано. В начале восьмого. В 9 мне уже нужно было быть в сервисе. На завтрак решили идти пораньше - в начале девятого. Погода отличная. Солнечно. Правда, мороз. Лужи замерзли. Иней на машинах, на крышах домов.

Завтрак нам очень понравился. Шведский стол. Всего много и все вкусно. В 9 утра я уже ждал открытия сервиса. Человек с ключами немного задержался - отогревал машину. Примерно в 10-30 я закончил ремонт. На радостях оставил ребятам тысячу, так брать не хотели. Тут вам не Москва. Вернулся в гостиницу на машине. Оделись потеплее и пошли гулять на Софийскую сторону. Правда погода испортилась - с озера натянуло сильный туман. С пешеходного моста не видно даже нашу гостиницу.

Зашли в кремль. Детинец, как его здесь называют. Все отреставрировано, отремонтировано и вычищено.

Около Софийской звонницы висит новый колокол. Говорят, что его будут поднимать наверх.

В звоннице расположена выставка колоколов. Можно подъняться на смотровую площадку. Вид оттуда хороший. Низковато, конечно. Да еще туман. Но побывать там стоит.

Зашли в Софийский собор. Это, если я ничего не путаю, старейший каменный храм России. Впечатляет. В некоторых местах реставраторы оставили неоштукатуренные участи, чтобы можно было прикоснуться к тысячелетним камням. После собора пошли гулять по территории кремля. В некорых местах до сих пор ведутся раскопки. Но все очень аккуратно и чисто.

Потом пошли гулять вдоль стены. Думал, что в это время смотровая площадка на башне Кокуй уже не работает. Но нам повезло - она была открыта. Это самая высокая башня кремля. Виды оттуда открываются отличные. Да и туман немного рассеялся.

Видно нашу гостиницу и даже машину на стоянке.

Спускаемся с башни. На стены, к сожалению, не пускают. А то интересно было бы пройтись.

Еще немного погуляли по кремлю. Вышли на пляж. Погода, конечно, не та. Купаться не стали. Но пляж хороший.

Возвращиемся по пешеходному мосту на торговую сторону. На набережной около аркады стоит теплоход "Вече". По громкой связи рекламируют экскурсии. Спрашиваю, когда пойдет. Но они сами не знают. Нужно набрать народ. А уже не сезон. Но мы все таки рассчитаваем прокатиться, если вечером будет группа. А пока идем в гостиницу. Обедаем тем, что привезли с собой. Садимся в машину и едем в Витославлицы. Переезджаем Волхов по мосту.

Объезджаем центр и выезджаем из города около аэродрома. Витославлицы найти нетрудно. Правда, дорога между Витославлицами и Юрьевым монастырем односторонняя. Так что лучше сначала посетить монастырь, а потом Витославлицы. Мы сделали наоборот и пришлось делать еще круг. Стоянка около музея полна, но вскоре находим место.

Покупаем билеты и идем осматривать. Территория довольно большая. По крайней мере больше, чем в похожем музее в Суздале. Представлены избы, церкви, амбары. Все в неплохом состоянии. Почти везде пускают.

Были мы в Кижах и в Суздале. Все такие музеи чем то похожи, но все таки у каждого есть что-то свое. Этоя к тому, что посмотреть все равно интересно. И в Малые Карелы тоже когда нибудь заедем. Часть территории слева от входа "застроена" гораздо плотнее, чем та что справа. И весь народ и экскурсии тоже слева. В избах темно. Света, видимо, нет. Так что разглядеть что-то внимательно, да еще когда в маленькой комнатке находится человек 20, практически невозможно. Обошли левую сторону. Прошлись по деревянным тротуарам (кстати, в такую погоду они довольно скользкие - наша дочь даже упала). Много разобранных срубов лежит под навесами. Ждут своего часа, когда и их соберут. Потом перешли на правую часть парка, мимо кажущегося странным в таком месте каменного особняка Орловой. В этой части расположены несколько храмов. Но стоят они друг от друга далеко. Людей здесь почему-то мало. Зато увидели дятла.

Вобщем, погуляли мы около часа. Все посмотрели и двигаемся дальше - в Юрьев монастырь.

Как я уже говорил, пришлось делать второй круг. Но это недолго, особенно когда есть все передачи. Подъезджаем к стоянке.

Оставляем машину и идем в монастырь. Внутри еще идут восстановительные работы. Все попроще, чем в Иверском. В Георгиевском соборе стоят леса. Очень красивая и высокая колокольня. Жаль что на нее не пускают. В церковной лавке нам сказали, что неделю после Пасхи разрешают подниматься и даже звонить в колокола. Вид оттуда наверное хороший. Вышли через другие ворота к берегу. Примерно здесь как раз заканчивается Ильмень и начинается Волхов.

Еще немного погуляли по монастырю. Жалко, не во все храмы пускают.

Но надо ехать дальше. Решили проехать вдоль Ильменя до того места где уже не видно берегов. Это около 20-ти км. Но мне все равно надо было проверить машину. Дорога петляет по деревням. Но воды не видно вообще. И лишь после деревни Еруново выходит к озеру. Берегов действительно не видно. В воде лежат большие валуны. Вобщем красиво. Правда, ветер сильный.

Полюбововшись большой водой, разворачиваемся и едем обратно. На въезде в Новгород заправляемся. Проехали уже почти 700 км. Бензин нормальный, недолива не замечено. Проезджая мимо Круглой башни не мог не остановиться.

Поколесили по центру. Посмотрели его "с колес". Хочу сказать, что дороги и организация движения в Новгороде мне очень понравились. Асфальт ровный. Много перекрестков с круговым движением. Где нужно стоят указатели. Вобщем, дороги далеко не каждого российского города производит такое впечатление. Заехали в супермаркет "Лента". Накупили разных сладких и жидких "сувениров". Обратно на Торговую сторону едем по другому мосту.

Еще немного покатались по правому берегу. Погода улучшается. Иногда даже выглядывает солнце. С набережной очень красивые виды.

А еще в каком-то переулке, но прямо на углу Большой Московской наткнулись на фирменный магазинчик новгородского ЛВЗ. Кое-что приобрели.