Москва - Карелия (август 2008)

По материалам сайта http://autotravel.ru/

iva153

Приветствую всех посетителей сайта! Некоторые уже имеют представление о моих опусах. На мой взгляд, есть основание продолжить свои байки. Те, кого нелёгкая уже заносила сюда, читали о поездках с моим участием, ну а тому, кто первый раз наткнулся на мой отчёт и не убежал в ужасе, придётся читать.

Итак: несколько лет назад, мы с моим другом взялись ездить по северной стороне России. После прошлогоднего путешествия душа потребовала «продолжения банкета». И вместо того, что бы как нормальные люди, поехать в Сочи, Анталью, или, на худой конец, пить водку на даче, два психа попёрлись в очередной раз на Север. Эта поездка была продолжением прошлогодней. В тот раз мы объехали немалое количество деревянных церквей и часовен, но хотелось ещё. Год был посвящён изучению глубин Интернета, «план захвата Парижа» составлен, и мы поехали. Всё на той же «Оке».

9.8.

Выехал в 5-35, посадил своего друга Серёгу, и отправились. Мы не стали останавливаться в Вологде, как в прошлом году, а поехали без остановок дальше. В результате, проехав 710 километров в первый день, остановились на ночевку на берегу Ваги. Какая речка из себя – судите сами:

10.8.

Встали в 7 утра, только очухались, пошел дождь. Настроения, правда, не испортил.

В пути попалась деревня Игнатовка с первой деревянной церковью.

Сказать, что церковь в идеальном состоянии – нельзя, но видно, что она используется по прямому назначению, и за ней следят. Приятно.

Андричевская. Церковь в хреновом состоянии. Колокольня.

Влез на неё. Какие панорамы вокруг – судите сами:

Местные амбары:

На 901 километре трассы М8 встретили жуликов (у ихних машин румынские номера). Под предлогом покупки одного литра бензина и отсутствия российских рублей пытались впарить нам чистую медь за чистое золото.

Проехали мимо Зачачья В том году мы туда заезжали, а в этом с дороги видно, что церковь – в «лесах». Если действительно соберутся реставрировать – дай-то Бог.

Попытались найти место для ночевки не доезжая Емецка. Съехали с шоссе, проехали немалое расстояние по местным дорожкам. Фигу. Ничего стоящего не нашли, и поехали до Емецка, и соответственно, до Ратонаволока. Может и хорошо, что не удалось встать на ночевку раньше. Вид на церковь впечатлил.

К сожалению, рядом стоят церкви вот в таком состоянии:

Вскоре после Емецка остановились на ночевку.

Во второй день проехали 524 км.

Вот так было вечером:

А так – утром:

11.8.

Встали, позавтракали, поехали дальше.

Ракула. Церковь на том берегу Северной Двины.

В Ракуле ставят новые избы. Может – жить, а может – дачи, но так или иначе, Ракула живет, и вроде бы, исчезать не собирается.

Свернули в сторону Холмогор. Сами Холмогоры нас сейчас не интересовали. Мы ехали дальше.

Приехали к берегу Северной Двины. Прождав полтора часа, дождались парома и переправились в Усть-Пинегу.

Из Усть-Пинеги доехали до Голубина в Пинежском заповеднике. Там есть гостиница, и мы попытались в ней остановиться. Не выгорело. Селят только организованные группы. Рвать волосья на себе по этому поводу мы не стали, проехали немного дальше, и встали с палаткой.

Вообще, в этой поездке, по сравнению с прошлогодней, мы гораздо чаще пользовались палаткой. Кому как, а мне понравилось гораздо больше.

По дороге к ночлегу заехали к водопадику в Пинежском заповеднике.

От дороги к водопаду проложены мостки, что бы туристы зря траву не вытаптывали, а сам лес выглядит вот так:

Так что теперь я вроде бы имею представление, как приблизительно выглядит северная тайга.

За 3 день – 225 км.

12.8.

Встали в 6-40. К 9 часам вернулись в Голубино. В 10 – экскурсия в пещеру. Круто. Дай Бог здоровья экскурсоводу Павлу – рассказывал дюже хорошо.

Поехали дальше. Вскоре – Красная Горка. Ничего не скажешь – Красная.

Переправа через речку Кимжа. Дорожники кладут понтонную переправу, потому, что бывшие раньше в качестве наплавного моста баржи продавили тяжелыми грузовиками и они утонули. Недавно их вытащили, а пока работает паромчик.

В районе 5 часов вечера мы достигли (позволю себе употребить это несколько высокопарное слово) деревни Кимжа.

Церковь в «лесах». Две недостроенные со старых времён ветряные мельницы.

Выехали на берег реки Мезень. Душу грело сознание того, что вряд ли многие «Оки» из Москвы доезжали до Мезени.

Отправились обратно. На дороге даже обнаружилось кафе, где примерно за 80 рублей на двоих, нас накормили ужином.

Около половины десятого, свернув с дороги, встали на ночлег на старой лесосеке.

Когда я заглушил двигатель и мы вышли из машины, то пока я не привык, наступившая тишина буквально давила на уши.

За 4 день – 255 км.

13.8.

С утра «снял» комаров изнутри палатки. Сколько их там – догадайтесь с трёх раз.

Если говорить серьезно, то если кого понесет в те края летом, то советую не столько запасаться разными антикомариными мазями, сколько купить накомарник и ПЛОТНУЮ одежду. Серёга был одет в один из рабочих костюмов (куртка и брюки), которых сейчас продается немало в магазинах спецодежды, и ему приходилось на стоянках регулярно эту одежду мазать репеллентами. Иначе комары ее прокусывают. Комары там – просто тигры летучие. А у меня одежда была из брезента (именно – брезента). Его не прогрызали. И еще, у меня с собой почти случайно оказался накомарник. Я с ним горя не знал. Пищат комары над ухом хором, ну и пёс с ними.

Проезжая через Пинегу (поселок), купили местную экзотику – пирог с морошкой. Любопытная штука.

Около 2 часов дня. Чухчерьма.

Обратная переправа из Усть-Пинеги.

Около 10 часов вечера свернули с М8 на Обозерский. Сначала дорога хорошая, а потом - !!! В прошлогоднем отчете я старался описать в красках дорогу на Заонежском полуострове. Так вот, та дорога по сравнению с этой – семечки.

Пока пытались найти место для ночевки, в свете фар видели летучую мышь.

Место для ночевки еле нашли около полуночи. Нудный дождь.

На 5 день 405 км.

14.8.

Очухались в 6. Встали в 7. Пасмурно и тепло.

Попытались через Обозерский проехать на Онегу (реку). Обломались. Говорят, дорогу не достроили. Снова отвратительная дорога.

Кстати, очередная картинка на тему местных дорожных нравов: когда мы взялись голосовать, чтобы спросить про наличие дороги к Онеге, то останавливались абсолютно все, от мотоцикла до «Урала».

После наших поездок по Северу, и описанных и других, я стал на москвичей вообще и на себя – любимого в частности, глядеть несколько иными глазами, чем до них. Пусть москвичи, читающие мой рассказик не обижаются, но те люди, которых мы там увидели, гораздо добрее и отзывчивее, чем обитатели первопрестольной.

Для тех, кто в раздражении не закрыл этот отчет, продолжу.

В Емце начался асфальт.

Около 13 часов. Турчасово. В том году из-за отсутствия лодки мы не смогли туда попасть. В этом – специально взяли надувную лодку. Правда, в ту сторону нас перевезли на капитальной лодке.

А обратно переправлялись через Онегу сами.

Большой Бор. 2 церкви.

Сырья.

Вернувшись в Большой Бор, попытались проехать в Усолье, в котором, по словам местной женщины, есть красивая церковь. Но люди нам ехать отсоветовали, по причине плохой (тракторной) дороги и отсутствия там жителей.

Пияла.

В том году здесь были, а в этом нашли среди вырезанных надписей разных «папуасов» вот такую:

Так что даже надписи типа «Киса и Ося здесь были» со временем могут стать историей.

Около половины десятого встали на ночевку. Ночью смотрели на полную луну над лесом. Романтики – завались!

На 6 день 381 км.

15.8.

Проснулся в начале восьмого. Купался.

Конево. Часовня.

Свернули к Онеге, Поглядели на часовню на том берегу в Авдотьино.

Вершинино. Гостиница. Из окна видно озеро. При разной погоде – разное.

На 7 день 264 км.

16.8.

В 5 утра увидел зарю над озером. Серёга её «снял».

Вершининская часовня.

Карпова горка.

Филипповская. Ограда Почозерского погоста и церковь. Церковь в процессе восстановления, но все равно – фантастика. Иллюстрация к сказке.

Усть-Поча. Часовня, со всех сторон застроенная.

При выезде из Вершинина и въезде в него дважды чуть не сбил, взлетавшего с обочины ястреба. Здоровенный!

На 8 день 62 км.

17.8.

Встали в 7. С утра пасмурно, чуть накрапывает дождик. Звонят в колокол на часовне. Хорошо то как! Уезжать жалко.

Пока ехали в Каргополь, в поле увидели журавлей.

Ну и скажите на милость, на кой черт (извините за выражение),мне сдались разные Турции с Эмиратами. Многозвездочных гостиниц там, конечно, целая охапка, а вот с танцующими журавлями и людьми, готовыми помочь не за «бабки», а просто потому, что они нормальные люди, явная напряжёнка. Такие люди, по нынешним временам – экзотика почище Каймановых островов. Правда, для того, чтобы всё это увидеть, надо быть самому не самой большой сволочью, и иметь интерес в жизни не только к бутылке и шопингу.

Но я опять отвлёкся. Приехали в Каргополь. Собор Рождества Христова в «лесах». Другой , похожий на него, готовится. Обнесен забором и рядом лежат доски.

Остановились в гостинице.

На 9 день 167 км.

18.8.

Выехали в сторону Пудожа.

Красная Ляга.

Лядины. Восстанавливаемая церковь по сравнению с прошлым годом – небо и земля.

Пелусозеро. Крохотная действующая часовня.

В Пудоже, увидев гаишную машину, остановился, чтобы спросить у них дорогу. А они меня оштрафовали (знак был) за это. С другой стороны, подсказали мне ещё две деревянные часовни. Нигижма. Ярчево. Действующие.

В восьмом часу вечера встали на ночевку.

На 10 день 241 км.

19.8.

Саминский погост. 2 церкви – целая и разваленная.

Вытегра. Музей в подводной лодке и часовня.

Палтога.

В пол-пятого подъехали к парому через Свирь. За Свирью – Гимрека. Погост. Состояние хорошее.

Щелейки.

Переправились на пароме обратно.

Конец дня. Еле нашли место для ночевки. Встали в поле. Ночью кузнечики стрекочут. Луна светит. Обстановка, как у Тургенева.

На 11 день 297 км.

20.8.

Встали около 7. Ясно.

Родионово. Церковь 1493 года. Год назад Колумб открыл Америку. А церковь с тех пор так и стоит.

Гоморовичи. Часовня.

Согинцы. Заозерье. Посад. Волнаволок.

Дорога от Подпорожья до Ладейного Поля – сплошной мат! 37 местных километров стоят всей тысячи с лишним, что мы прошли только по грейдерам.

Дорога от Новой Ладоги через Тихвин дюже хороша. Правда, из-за этого начинает клонить в сон, а это неправильно.

Около 10 вечера доехали по поселка Любытино, основанного, если память не изменяет, в 947 году, нашли неважную гостиницу и завалились спать.

На 12 день 594 км.

21.8.

Встали в 7. Утро ясное. Рядом с гостиницей увидели памятник с танкеткой, потом, через речку – собор.

Подошли к реке поближе, обнаружили висячий мост. На берегу Мсты такие лиственницы, которые в Голубинском заповеднике заборчиками огораживают. Я несколько лет назад был в Мышкине, так мышкинцы сделали из своего городка туристический объект, изначально не имея ничего подобного. Кто знает это Любытино? А мог бы быть очень привлекательный городок.

Поехали дальше. В деревне с забавным названием Васильково встретили бабу с полными вёдрами на коромысле. Решили, что теперь счастье привалит немерянное.

Проехали указатель к усадьбе Суворова. Очень бы хотелось побывать там, но у нас уже просто наступило пресыщение увиденным за всю поездку. Откровенно хотелось домой.

В 17-20 приехали на дачу в районе Солнечногорска. Я отметил, что здесь, под Москвой комары какие-то мелкие, несерьёзные, с мезенскими не сравнить.

Ну, вот, в общем то и всё. Денёк побыли на даче, и 23 августа вернулись в Москву.

Технические данные: Общий пробег 4693 км, расход бензина 4,88 л/100 км, общая стоимость поездки на двоих ~20000 рублей.

P.S. А мои знакомые после рассказов теперь об этом путешествии, мне опять завидовали :)