Главная
Статьи
Форум
Москва - Осташков (июль 2006)




По материалам сайта http://autotravel.ru/


Рогожин Илья


Отчет об автопутешествии из цикла:

«Святые источники и родники Московской области и близлежащих областей»

(Отчет №10)

По «Святым источникам» и «Истокам Великих рек» Тверской области:

«Святой источник во имя Амвросия Оптинского»

(д. Белейка, Нелидовского района),

«Исток реки Западная Двина (Даугава)» (д. Щебрево, Пеновский район),

«Святой источник» и «Ширков-погост» - деревянная Церковь Иоанна Предтечи ХYI века (д. Ширково, Пеновский район),

«Исток реки Волги» (д. Волговерховье, Осташковский район), город Осташков,

«Погост Голенково» - уникальные иконостасы Никольского Храма

(с. Березуг, Селижаровского района),

«Святой источник Оковецкой иконы Божией Матери»

(с. Оковцы, Селижаровского района),

пороги на Волге

Обычно летом мы с Зайкой чаще выбираемся в поездки вдвоем, так как дочку удается пристроить к бабушке. Но в том (2006) году Коза проболела почти весь июнь, и смогли отвезти ее на дачу мы только в июле. И вот первые, а может быть и единственные за это лето выходные, когда мы можем поехать вдвоем, настали.

Выбор пал снова на Тверскую область. Как-то в этом году мы зачастили в этом направлении: зимой ездили два раза, правда, без ночевок. Добраться в зимние поездки до Селигера и Волговерховья нам не удалось – далековато для короткого зимнего дня. В этот раз «Исток Волги» и был самым дальним нашим ориентиром.

Для ночлега мы планировали город Осташков. Мы уже были в этом городе и даже ночевали в нем четыре года назад, правда, это был «транзит» - мы возвращались из Новгорода. Много воспоминаний у нас связано с той поездкой. Фактически это было наше первое майское путешествие, с нами была Коза, которой тогда было только полтора года. По пути в Новгород мы ночевали в Валдае. Приехав в Новгород, мы никак не могли устроиться на ночлег: все гостиницы были забиты. Но нам удалось снять квартиру, причем она оказалась прямо в центре, фактически окна выходили на набережную и Кремль. Мы удачно осмотрели весь город, покатались на кораблике до живописного озера Ильмень. Обратный путь оказался тоже не простым – мы решили объехать озеро и проехать через Старую Руссу. Вместо того, чтобы как все люди возвращаться на трассу и ехать по ней назад, мы решили после Руссы пробираться к Осташкову, через Демянск. Тогда мы первый раз попали на бездорожье между областями, не сломались и не заблудились мы только чудом. В ту поездку нам было не до Волговерховья, мы проехали его поздно ночью, причем я уже падал от усталости. В тот год, Пасха как раз приходилась на последний день нашего путешествия. Мы оба с Зайкой постились все сорок дней. И вот утром мы проснулись в Осташкове, выяснили, как ехать к Ниловой Пустыне и поехали туда. По дороге прикупили копченого угря. На красивом берегу озера Селигер, с прекрасным видом на монастырь, разговлялись мы этим угрем и подаренными нам в Новгороде крашеными яйцами и куличами (нам надарили посторонние люди, около Храма…). Это до сих пор одно из самых приятных воспоминаний из нашей семейной жизни, и, пожалуй, самая вкусная трапеза, которая у нас была.

Вот и в этот раз, мы вдруг вспомнили про Селигер и угря, и Зайка сказала, а почему бы нам не махнуть на Селигер, уж очень хочется угорька. Я был только «за», тем более, мы фактически ничего не видели в Осташкове, так и не были на «Истоке Волги». Были и еще достопримечательности, которые нам очень хотелось посмотреть.

С бронированием гостиницы ничего не получилось, я так и не смог до нее дозвониться, а бронировать через какую-нибудь туристическую фирму не хотелось. Да и в основном туристические фирмы предлагают автобусные туры и не хотят заниматься «индивидуалами». Решили, что четыреста километров до Осташкова для нас не расстояние, если что, можно и вернуться домой.

Выехали мы часов в семь утра в субботу, пока все еще спали, успели проскочить «пробки». Новорижская трасса нормальная только до Волоколамска. Кто ездил по ней, тот наверняка запомнил узкую, по одной полосе в одну сторону дорогу, с неимоверной «волной» по ней. Разогнаться более 120км просто не возможно, машина делается не управляемая, даже страшно становится. А еще надо обгонять прибалтийские фуры, которые идут целыми караванами.

Первая остановка планировалась в городе Нелидово – требовалось разобраться со «Святыми источниками» вокруг него и в нем самом. При подготовке отчета, я нашел немного информации о названии города Нелидово:

«Годом основания железнодорожной станции, а в конечном итоге и Нелидова как населенного пункта, считается 24 сентября (11 сентября по старому стилю) 1901 года. В этот день по новой магистрали прошел первый поезд от Москвы до Виндавы (порт на Балтийском море, ныне город Вентспилс).

Вот уже более столетия станция, позже поселок, а с 1949 года и город на Меже носит достославное имя, принадлежащее представителю древнего дворянского рода - Сергею Владимировичу Нелидову, который безвозмездно передал земли своего владения под строительство вышеупомянутой железной дороги. Потомок знаменитого в России дворянского рода , внучатый племянник фрейлины Екатерины Нелидовой и других сановных родственников, чьи глубинные исторические корни затерялись где-то вы далеких берегах Балтики, он всей душой способствовал тому, чтобы магистраль новой железной дороги, которая соединяла Москву и порт на Балтийском море - Виндаву, прошла и по землям волости.

Успешно продвигаясь по служебной лестнице, Сергей Владимирович Нелидов высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 17 января 1904 года был назначен земским начальником 6-го участка Бельского уезда Смоленской губернии. За заслуги перед Отечеством Сергей Владимирович Нелидов был награжден орденом Святой Анны 3 и 2 степеней. Накануне революции С.В. Нелидов владел 350 десятинами земли (лес и пашня) в Федорах и в общем владении с братьями в Поречском уезде - 400 десятинами. Он был государственным чиновником царской России, землевладельцем, и это в последствии сыграло трагическую роль в дальнейшей судьбе этого замечательного человека и его семьи. В 30-х годах при выселении так называемого ”кулачества” в этот список была внесена и фамилия Нелидовых. Репрессировали уже пожилых людей – Сергея Владимировича и его жену Надежду Григорьевну, а также сына Николая 1913 года рождения. Судьба других детей – сына Владимира (1897 года рождения) и дочери Веры (1905 года рождения) нам до сих пор неизвестна.

Земский начальник С.В.Нелидов был патриотом края и оставил о себе добрый след и светлую память. При его инициативе и при активном участии в нашем крае были построены школы, больницы в Пустом Подлесье, Кутьёве, Селах и других местах, установлена телефонная связь с уездным городом Белым, открыта сберегательная касса при железнодорожной станции.

Его обвинили в антисоветской агитации и пропаганде, и он был сослан на 5 лет в Архангельскую область. Последние годы он работал сторожем, чернорабочим на Нелидовском лесозаводе, семья бедствовала. В процессе предварительного следствия виновным себя бывший земский начальник не признал: “Я исполнял те законы, которые существовали. До революции я как земский начальник судил без пристрастия”».

На сайте города, в «фотогалерее», фотографии некого «родника» и часовни над ним, без указания точного адреса. Я подумал, что Источник – в городе. В моем списке были еще два, как я считал, «Святых источника» в Нелидовском районе – в деревне Белейка и в деревне Федоровское. Найти и подтвердить их наличие – и входило в одну из задач нашей поездки.

Сразу скажу, оказалось в районе Нелидова - только один «Святой источник». В самом городе Нелидово «Святого источника» нет, а фотографии на сайте – это «Святой источник во имя Амвросия Оптинского» в деревне Белейка. Что касается Федоровского, то это деревня расположена чуть дальше Белейки по дороге, ведущей к «Источнику», и в ней строится новый Храм.

Поездив немного по городу Нелидово и поспрашивав людей, об Источниках, мы заехали в местную кофейню. Несмотря на то, что было только десять часов утра, кафе уже работало – нам налили неплохого экспресс-кофе. Пирожные, которые мы тоже взяли, оказались свежими, но на наш вкус, не очень вкусными. В целом Нелидово - не плохой, ухоженный городишко. Сейчас он в основном живет за счет угольных шахт, на въезде в город стоит памятник шахтеру. Видимо шахты работают нормально, так как городок не выглядит «убитым».

Чтобы попасть в Белейку нам надо было с трассы, сразу после поворота на Нелидово, на следующем повороте свернуть направо. Мы как всегда рассчитывали на указатели, которых как обычно не оказалось. Впереди появилась развязка, путепровод – на Биберево. Судя по карте, можно было проехать и здесь, свернув на Биберово, а потом направо на Белейку. Мы так и сделали, но ничего не получилось. Лесные дороги, ведущие в нужном нам направлении, были изрядно «перепаханы» лесовозами. В общем, пришлось разворачиваться и возвращаться на трассу.

После того как мы еще пару раз спрашивали людей, нам удалось найти правильное направление. Вот и красивая часовня, прямо слева от дороги. На обочине стояла старенькая машинка.

От источника слышался мат. «К слову», его вставляли в разговор и мужчина, и женщина. В беседке у источника комфортно расположилась местная семейка. «Культурный» отдых подходил к концу – уже валялись пустые бутылки из-под водки, остатки немудреной закуски… Неопределенное создание, то ли мать, то ли теща главы семьи спала, развалившись в беседке. Женщина моложе, видимо мать детей, игравших здесь же, сидела за столом. Она тоже была изрядно навеселе и материлась на мужа, детей и просто так. Глава семейства облюбовал край открытой купальни -Святого колодца, на котором и восседал в полуобнаженном виде. Видимо шел процесс прихода в себя после возлияния огненной жидкости.

Мужчина вполне доброжелательно, посмотрел на нас и предложил купаться, доложив, что он уже и ему теперь хорошо… Я представил себе, как после купания, он согревается водочкой, а потом сажает всю семью в авто, укладывает «маму» и они едут в город. На мужчину с любовью и гордостью смотрела его «половинка». И в целом это была обычная русская, дружная пьющая семья, коих много.

И вот даже писать о том, что эти люди, не нравятся, живут не так – не поднимается рука. Да – пьяные, да – на Святом источнике, матерятся при детях, но… это уже жизнь и жить иначе, видимо, не получается. Они так и живут, и нет другого представления, что можно иначе. Глава семьи сейчас придет в себя, поедет на машине, а в понедельник похмелится, или может быть только во вторник, или никогда… И это наши люди, это наши дети с пьющими мамой-папой, и не они среди нас, а мы все – это они. Надо принимать русские пьющие семьи, как плохие дороги, разваливающиеся здания, неграмотных учителей и пьяных хирургов, и все остальное. Надо принимать, и стараться из всех сил держаться на плаву, не опускаться, но при этом помнить – дно есть, и ты легко можешь опуститься туда... Или надо бросать все и уезжать из России…

Мы не стали мешать людям «отдыхать», набрали воды. Потом я все-таки решил, хотя бы не искупаться, так облиться водой, чтобы взбодриться. Что мы и сделали, отойдя за часовню. В целом, если не считать компанию, с которой нам просто не повезло, место стоит того, чтобы заскочить. Особенно, если Вас вгоняет в сон и надо проснуться… Интересного дальше по этой трассе – еще много чего: чего стоит один только Осташков и Селигер. В сторону этого города и лежал наш дальнейший маршрут.

Года три назад Зайка с Козой отдыхи с нашими друзьями в палаточном лагере на берегу озера Охват: одного из многочисленных в цепочке Осташковских озер. Я отвозил их сюда тогда еще на «Муренке», оставался с ними на выходные, а потом уезжал в Москву – работать. Озеро Охват – вытянутое в длину, среди заросших соснами песчаных дюн, запомнилось нам сбором черники и неимоверно крупной голубики. А еще удобным заходом в воду, песчаным дном и походной баней на берегу… Даже приезжая туда только на выходные – мне удавалось забыть о душном, шумном городе и работе. А уж жена с дочкой – отдохнули и надышались воздухом, накупались – по полной программе.

Сейчас мы должны были проехать мимо Охвата. Воспоминания о чудесном отдыхе на озере не могли не напомнить о себе. Мы решили сделать привал, и постараться найти проезд к тому месту, где был лагерь, а также искупаться. Озеро Охват находится в Пеновском районе Тверской области. Оно не так известно, как Селигер, и поэтому на нем обычно меньше туристов. Дорога петляет то по одному берегу озера, то по другому. Кажется, мы проскочили нужный поворот к озеру – среди сосен, тянущихся с обеих сторон, несколько проселочных проездов – к озеру. Мы развернулись. Дальше я ехал скорее интуитивно, доверившись зрительной памяти… Надежды, что мы найдем именно «то» место было не много – все-таки прошло несколько лет, но… несколько поворотов «наугад» и мы «выскочили» прямо на него…

Да – эта была «наша» поляна. Правда сейчас она была занята людьми, уже стоящими здесь лагерем. Мы остановились несколько в стороне, решив долго не задерживаться – искупаться и поехать дальше. Людей на Охвате стало больше, чем 3 года назад – вдоль всего берега были видны дымки от костров, люди отдыхали. Место здесь удобное для стоянки – сухой берег, удобные подходы к воде, песчаное дно. Вокруг чистый сосновый лес с обильным черничником. Недалеко от «нашей поляны» есть лесной колодец, сооруженный видимо кем-то из туристов, с питьевой водой. На буднях, здесь остается, конечно, меньше людей, но на выходных, в хорошую погоду – много…

Вначале мы прошлись немного вдоль берега – в сторону «лесного колодца», еще раз убедившись, что это - то самое место. Потом я не выдержал – быстрее купаться! Вволю накупавшись, мы еще немного посидели на берегу, и решили, что нам надо ехать дальше. Вдоль лесной дороги – сплошь черничник. Мы сделали остановку, чтобы только посмотреть, есть ли в этом году ягода, и «застряли» минут на тридцать… Ягоды было достаточно много и не было сил оторваться – глаза цеплялись за все новые и новые кустики с черными ягодками на них…

Кое-как оторвавшись от черники, мы снова выехали на шоссе по направлению к Осташкову и тронулись в путь…

Тогда же, три года назад, когда мы ехали к Охвату, я запомнил на дороге указатель - «Исток реки – Западная Двина». Тогда он нас не интересовал, зато теперь – нам предстояло найти это место.

Река называется Западной Двиной в России и в Белоруссии, а по территории Латвии – уже Даугава. На берегах реки расположены города Андреаполь, Западная Двина, Велиж, Витебск, Полоцк, Краслава, Даугавпилс, Ливаны, Екабпилс, Саласпилс, Рига. В Интернете, в «Википедии» ошибочно написано, что река берет свое начало как раз из озера Охват. На самом деле это не так. Западная Двина берет начало на южной окраине Корякинского болота, в 1,5 км к Северу от озера Двинец. В "росписи" стольника Петра I Максима Цызырева (1701) об этом сказано: "Река Двина вышла из Заковицкого лесу и впала в озеро Афото и озеро прошла насквозь". В те времена озеро Охват и называлось Афото. В южной части Корякинского болота из-под корней двух сросшихся деревьев вытекает Анучинский ручей, который и является истоком Западной Двины. Примерно через 500 м Анучинский ручей сливается с Корякинским ручьем и через 600 м впадает в озеро Двинец, небольшое живописное лесное озеро с островком посредине, из его юго-восточной части вытекает Западная Двина и через 4 км впадает в северную оконечность озера Охват.

В «Википедии» так рассказывается о названии реки: «Карамзин вслед за другими историками отождествлял Эридан с Западной Двиной. Действительно, в устье Западной Двины (Даугавы) удачливый искатель найдет «слезы Гелиад» — янтарь. Что же до нынешнего названия «Двина», то оно впервые упоминается летописцем Нестором. В начале своей летописи он пишет: «Днепр бо потече из Вольковського леса и потечет на полдне, а Двина из того же леса потечет на полуноще и внидеть в море Варяжьское (Балтийское)». Латышское название Даугава означает «много воды». Оно столь же древнее, как и латгальское население края».

Вот и деревня Щеврево – от нее идет дорога к истоку реки «трех государств». Указатель на 14 км дороги «Пено-Андреаполь» в конце деревни Щеврево действительно есть, но фактически стерся, прочитать на нем что-то крайне сложно. «Истертый» указатель, по нашему опыту, не предвещает ничего хорошо: значит проехать к истоку, скорее всего, будет нельзя. Но, все же, мы сворачиваем на проселочную дорогу, без какой-либо уверенности, найдем ли мы что-либо.

Ехали, придерживаясь основного в таких случаях правила – правила главной дороги – стараясь выбирать наиболее «накатанную». Пока дорога конкретно не разделилась на две – куда дальше? Вокруг – душистые травы почти по пояс, летают насекомые, и запах – такой запах, что может закружится голова… Приехали мы к месту, где раньше была деревня – об этом мы догадались по явно посаженным людьми, не диким яблонькам. От деревни не осталось ничего, даже сложно определить, где была главная улица – так все заросло…

Решили пройти немного пешком, чтобы определиться – куда дальше ехать… И к радости увидели впереди стоящую машину и косящих траву людей.

Нас отправили еще вперед, подтвердив, что к Истоку – не проедешь, а доехать можно только до берега озера Двинец, а дальше пешком… «Куда идти пешком – так сложно сказать… найдете… ну да там тропинка есть…» Поехали мы дальше по еле заметной, заросшей дороге, фактически по лугу, в указанную сторону - к озеру. Здесь тоже повезло – стояли еще люди, которые смогли рассказать, как нам идти дальше. Идти, правда, сказали что прилично.

Хорошо, что Чижик у нас – не иномарка какая-нибудь крутая, хотя оставлять все же было несколько неприятно. Но делать нечего - дальше только пешком…

Душа человеческая, именно в такие минуты, как мне кажется, поднимается над телом – кругом простор, луг и травы. Смотришь на себя – как со стороны, сам себе завидуешь. Ароматы такие, что хочется остаться здесь, среди них, зарыться лицом в этот запах. Превратиться малой мушкой, комаром, кузнечиком – и жить здесь. Мы не выдержали искушения лугом, запахами и окружающим праздником вечной жизни: здесь же в высокой траве, постелив что-то на траву, мы рухнули сами…

Отдохнув, мы действительно вышли к заросшей тропинке. Идем скорее на ощупь, «летим» над лугом. Как же хорошо!

Тропинка привела нас к краю леса и побежала среди деревьев. Чудесным образом впереди показался заросший мостик, причем сделанный добротно, он очень необычно смотрелся среди глухого леса. Дорога уводила вглубь леса, местами она даже была облагорожена гатями, попалось и еще несколько мостиков. Тропа, мостики, гати - все вместе – представляло странное сочетание очень облагороженного места, о котором все, даже создатели его, почему-то забыли, бросили. Еще крепкие мостики, гати – и абсолютно заросшая травой тропинка…

Мы углублялись все дальше в лес, только шум леса и крики птиц, да надоедливые комары - окружали нас. Когда тропинка вдруг почти кончалась, впереди снова показывалось очередное сооружение – мостик или гать. Когда же мы наконец-то придем…

Но вот мы и пришли – впереди показались какие-то постройки. Людей по-прежнему никого. Вокруг двух сломанных березок, стволы которых валяются здесь же, устроен деревянный настил с перилами. Никто не потрудился их убрать. Может быть, их специально оставили лежать так, ведь именно из-под корней этих березок, почему-то сломавшихся, и начинается ручеек – река Западная Двина. Исток не явный – кругом болото, даже сложно понять, каким образом определили, что именно из-под этих березок, а не соседних начинается река. Хотя может быть это сейчас, летом – не явно, а по весне воды больше…

Рядом необычная деревянная часовня-навес – крыша ее имеет как бы три гребня – по числу стран, по территории которых протекает река. Здесь же на трех языках – русском, белорусском и латышском – написано «Исток реки Западная Двина – Даугава».

И это собственно все… Воды попить или умыться нам не удалось. Но мы все равно не разочарованы! Главное мы дошли! Таких необычных мест – не так уж много. Нет ничего, даже ручья, фактически – нет, а к морю - ширина реки достигает – 170м! Это ли не чудо!

Немного постояв, отдохнув и сфотографировав сломанные деревца, часовенку, мы пошли назад.

Мы вернулись к машине – все с ней было в порядке. Место для пикника на берегу озера Двинец, оборудованное столиком со скамейками и мостиком для входа в озера, а скорее всего – для ловли рыбы, опустело. Мы постояли на мостике, наслаждаясь видом озера – небольшое, неправильной формы, с заросшими деревьями берегами, украшенное небольшим островком по центру – озеро было прекрасно! Людей не было – только совсем далеко, у противоположного берега, можно было разглядеть рыбака на лодке.

Солнце было высоко, тепло. Мы решили – что мы купаемся, но плавки и купальник были мокрые, после посещения Охвата, и надевать их снова не хотелось. Решили, что купаемся «голышем». Редко нам удается так искупаться, но я думаю, что есть люди, которые никогда не пробовали, чем лишили себя ни с чем не сравнимого удовольствия. Очень это здорово – купаться «голышем», как-то естественно и красиво, а также приятно, особенно здорово, если рядом – любимый человек!

Озеро оказалось оригинальным: вода чистейшая, но по цвету очень темная – торфяная и несколько «маслянистая». Все тело – покрылось как бы пленкой и стало скользким на ощупь. Наверное, цвело какое-нибудь озерное растение, а может быть за счет того, что вода торфяная.

После купания мы устроили небольшой «перекус» на берегу. На сегодняшний день у нас были очень большие планы, следующим пунктом нашего путешествия должен был стать необычный деревянный храм на Ширкове погосте, называемый в путеводителях – «Тверские Кижи». Нам надо было попасть на берег еще одного озера – озера Вселуг…

Сведения о дороге до Ширкова были крайне противоречивы, но все сводилось к тому, что проехать будет не легко. Все прочитанные отчеты запугивали сложно проезжаемыми грунтовыми дорогами. Но я был уверен в том, что мы проедем, другое дело – еще не знал, как ехать: на карте, которая у нас была, самого «Ширкова погоста» обозначено не было. Ближайший ориентир, который я имел, деревня Жуково.

Мы ехали в сторону Осташкова по дороге «Пено-Осташков». Сначала мы свернули в сторону озера в районе турбазы «Можжевеловый Бор», но прекрасная дорога шла только до крутой турбазы, а дальше вдоль озера проезда не было. Мы развернулись, решив, что свернули рано, вернулись на трассу. Проехав немного вперед, мы уже хотели попробовать еще раз повернуть к озеру сами, когда как раз увидели указатель – «Нечаевшина», а внизу «Памятник архитектуры Деревянная церковь Иоанна Предтечи в Ширкове - 1697 год». Мы обрадовались полученному ориентиру и конечно повернули на эту «Нечаевшину», хотя, судя по карте, для проезда к деревне Жуково поворачивать надо было несколько позже.

Нас ждало 20 (!) километров – «щебенки»! Бедный Чижик – его трясло как контуженного: дорога оказалась не просто щебеночной, но поверхность ее была покрыта частыми поперечными бугорками, как стиральная доска. Мне кажется, ее пытались спланировать и уплотнить, но почему-то сделали ее в результате «рефленной». В целом, дорога проезжая, я думаю, по ней можно проехать и зимой, если ее хотя бы чуть-чуть чистят, но тряская – ужас! До сих пор вспоминаю, как нас трясло, а ведь кроме 20км – «туда», надо было проделать и 20км – «обратно». Ехать можно, но только очень и очень медленно и на очень прочной машине. И все равно, судя по ранним отзывам в Интернете, совсем недавно не было и такой дороги. Возможно, сейчас, когда 2 года спустя после поездки, я наконец-то пишу отчет, дорогу довели до совсем приличного состояния.

По дороге - «стиральная доска» - деревень мы почти не встречали. Зато слева периодически открывались неплохие виды на озеро Вселуг. Несколько раз мы встречали встречные машины, так же трясущиеся по кочкам. Потом в деревне Жуково приостановились у магазинчика, который прямо у дороги, и уточнили, сколько нам еще «трястить». Оказалось, что уже не долго…

Вот и показались луковки впереди, на высоком берегу. Правда, в начале мы увидели новый более современный каменный Храм, а уже за ним – красавицу, деревянную, вытянутую вверх - Ионно-Предтеченскую церковь…

«На современных картах озера Стерж и Вселуг, первые в цепочке Верхневолжских озер, изображены как одно большое длинное озеро. Граница между ними кажется условной, как между плесами Селигера. Но так было не всегда. До постройки верхневолжского бейшлота в 1843 году, и даже позднее, вплоть до его реконструкции в 1943, это были два отдельных озера. Их соединяла протока, то есть Волга. У самого устья этой протоки, при впадении ее в озеро Вселуг и стояло тогда село Ширков Погост. Переехать с одной стороны озер на другую удобнее всего было именно в этом месте, и через Ширков Погост с востока на запад проходила дорога. В окрестностях на десятки верст не было ни одной церкви. Ширково, с его древним деревянным храмом, оказалось как бы центром всей округи. Во всяком случае, оно не было таким тихим и малолюдным, как сейчас.

К середине XX века некогда большое и оживленное село пустеет, а деревянная церковь постепенно разрушается. В 1960 году церковь была обследована В.А. Ополовниковым. Под его руководством разработан проект реставрации, которая была проведена в 1974-77 годах

Деревянная церковь Иоанна Предтечи в Ширкове построена в 1697 году. Сейчас она выглядит необычно, по крайней мере, для этих мест. Однако, судя по некоторым сохранившимся рисункам того времени, когда-то этот тип церквей был достаточно распространен.

Конструкция церкви многоярусная, состоит из трех поставленных друг на друга четвериков, уменьшающихся с высотой и перекрытых восьмискатной кровлей». (www.proselki.ru)

Мы проехали мимо маленькой часовенки над Святым источником, мимо новой краснокирпичной церкви, стремясь к деревянному чуду – необычной, устремленной вверх церкви, действительно напоминающей высокую ель.

Если это, правда, что раньше таких церквей было много, то тогда странно – но ни я, ни Зайка, не видели раньше ничего подобного: один деревянный домик, с острой крышей, как бы стоит на другом – и такая пирамида возвышается из четырех «домиков». Выглядит все это – потрясающе легко и воздушно. Особенно хорошо, что Храм стоит на своем месте, а не «выдернут с корнем» и не перевезен для сохранности – в какой-либо музей деревянного зодчества. Часто в таких музеях, где формально деревянные памятники изучаются и сохраняются, они теряют свою привлекательность, так как «воссозданы» так, как удобно для их изучения, осмотра и т.д., без учета привязки к месту, к рельефу. «Ширков погост» в этом плане – уникальное место: здесь едино все – и окружающая природа, и озеро, и Храм… Я был в Кижах, да и в некоторых других местах «сохранения» деревянных архитектурных памятников, часто это выглядит как кладбище свезенных вместе когда-то чудесных построек.

Мы прошли через открытую калитку на территорию погоста. Ни кассы, ни охраны, лишь охранные таблички – «умоляющие» не курить на территории памятника. Странно, что не берут денег, хотя могли бы. Лучше бы и брали, а на деньги - поставили бы сторожа, милиционера – кого угодно, чтобы действительно сохранить такое Чудо. Но как всегда у нас, мы не ценим то, что есть, пока это не потеряем. Не дай Бог – потерять нам и этот Храм, как потеряли мы уже многие такого типа постройки.

Мы подошли к подножию Храма. Стоит вся эта высокая конструкция – 40метров высотой – без фундамента, в современном понимании этого слова. Т.е. фундамент есть, но представляет он из себя просто огромные камни, валуны, на которых собственно и сложен сруб Храма. Потрясает и размер камней, и диаметр бревен, из которых собраны нижние венцы – они больше метра! Таких деревьев сейчас, наверное, и не найти…

Со стороны озера – «Красное крыльцо», с явно восстановленными резными перилами. Храм оказался закрыт – но нам хватило и внешнего осмотра, чтобы проникнутся величием сооружения.

Мы прошли к берегу озера, к которому как раз приближался катер «Заря» с туристами. Видимо какие-то фирмы организуют сюда экскурсии из Осташкова или из Пено. Наверно очень здорово Храм смотрится – с воды, с озера. Даже просто от берега – он был великолепен. Катер причалил – и туристы рванули к Храму, а мы вернулись к машине, чтобы проехать немного назад – к «Святому источнику».

«Святой источник Рождества Иоанна Предтечи» отмечен совсем простенькой деревянной надкладезной часовенкой. Расположен источник под горой, совсем недалеко от храмов «Ширкова погоста». Местность вокруг Источника - болотистая, и для прохода в часовню местами устроен деревянный настил. Часовня оказалась закрыта, но Источник вытекал из под нее – и журчливым ручейком устремлялся к озеру. Не помню сейчас, набирали ли мы воду или нет, но точно умылись и прошли тропинкой к «новому» Храму.

Здесь, у открытого Храма, уже тусовались «туристы», приплывшие на катере. Видимо какая-то фирма проводила корпоративную тусовку или банкет, а для «экзотики» их прямо из-за стола – и на катер, и к Храму… Крайне странно, противоестественно, смотрелись «серьезные» мужчины в костюмах и галстуках, и женщины и в банкетных платьях, накрашенные и разукрашенные – на ступенях сельского Храма. Шумно было и в Храме, где кто-то из «туристов» торопился оформить требы. Шум и смех…

Мы решили, что нам пора ехать дальше. Еще не раз оглянулись мы на деревянную «свечу» – Храма Иоанна Предтечи, полюбовались на нее. Съездить сюда надо обязательно, пока еще сохранилось это место, так как оно есть.

А пока, проехав назад 20км «стиральной доски», мы вновь стали на дорогу по направлению к столице Селигера – городу Осташков.

Дальше случился с нами крайне нервный «заезд» фактически без бензина, «на парах», до Волговерховья. Зайка до сих пор, вспоминая эту нашу поездку, пытается меня стукнуть. Дело было так.

К Селигеру мы подъехали со стороны Пено. Не помню, почему мы не заправились раньше: то ли заправок не попадалось, то ли так торопились к Осташкову и рассчитывали заправиться там, но стрелка уже прошла отметку «одну четверть бака» и стремилась к «нулю». Когда мы подъехали к «Т»-образному перекрестку – направо был город Осташков и заправка, можно сказать фактически рядом, а налево было Волговерховье – 40км – по трассе, и 20км в сторону по грунтовке, и не понятно было, найдем ли мы там заправку. Нормальный человек наверняка повернул бы направо, но я оказался не совсем нормальным, точнее совсем не нормальным. Мне очень нужно было к Истоку Волги… Мы уже однажды были рядом с Волговерховьем, но не заехали тогда, так как была ночь. В эту поездку, если бы мы свернули к Осташкову, не факт, что мы поехали бы на Волговерховье на следующий день. В общем, я свернул налево, решив, что где-нибудь да мы заправимся. Но как я ошибся: заправок до Волговерховья не было, нигде и ни одной, на всех 60км! Это была явно экстремальная поездка, особенно – путь обратно. Когда мы отъезжали от Волговерховья – лампочка уже начала «мигать»… Обратно, ночью, по темноте, мы ехали по фактически пустынной дороге, наверное, километров сорок, если не больше – без бензина. В начале мы ехали при «мигающей», а потом при «горящей» лампочке. Зайка ожидала, что мы в любой момент встанем, и готова была укусить меня, а я старался гнать от себя эту мысль, пытаясь ехать «накатом» с горочек и не поднимать обороты двигателя. Я делал все, что мог, и Чудо свершилось: мы доехали, хотя ехали фактически не на бензине, а «на парах» от бензина.

Ну ладно, про бензин – хватит. Теперь собственно, зачем мы туда ехали – про Волговерховье…

А что здесь сказать… Сюда надо просто приехать, если эта река значит для тебя что-то, если ты – считаешь и чувствуешь себя русским человеком. Посмотреть на Исток и подумать о том, что все имеет начало, и в начале своем – все чисто, как белый лист, как первый снег, как этот ручеек… Как глаза новорожденного ребенка – чистые, прозрачные. Что потом жизнь делает с нами, куда девается чистота глаз, их голубизна. Забивается душа черными мыслями, засоряется черными поступками, ожесточается, а глаза, они ведь – зеркало души. Редко можно увидеть взрослого человека – с голубыми глазами…

Так и Волга, через множество крупных и мелких городов проносит она свои воды, ширясь и матерея, работая в турбинах электростанций, давая возможность судоходству, но при этом теряет свою чистоту, набирая в себя грязь, стоки и мусор. А здесь – в Волговерховье – она еще младенец, с голубыми глазами… В одну из своих первых поездок на Чижике – мы были тоже на Волге – под Саратовым. Грязная, серая вода, заросшие, болотистые берега – водохранилище, у которого не видно даже другого берега. Совсем другая, усталая от жизни вода. Волга, что люди сделали с тобой!

Около Источника – Ольгин монастырь, страница которого в Интернете начинается обращением настоятельницы Матушки Натальи. Говорит она, в частности, что «Родник» и «Родина» - однокоренные слова. И это действительно – так! А еще «Родной», «Родная» - такие приятные, добрые слова, которые не могут идти не из сердца!

«Обитель у истока Волги имеет свою историю. Начиналась она с постройки каменного храма в селе Волговерховье. По инициативе жителей волжских городов, стремившихся отметить духовную значимость начала великой русской реки, на добровольные пожертвования начали строить в селе Волговерховье каменный храм.

Каменная церковь на истоке Волги была очень красива. Главный престол – Спасо-Преображенский, правый придел посвящен святой княгине Ольге, левый – Иоанну Предтече. Пятиглавый храм возвели в псевдорусском стиле, главный престол освятили 23 апреля 1920 года. Проект здания выполнил в 1904 году тверской архитектор Виктор Назарин. Сохранившаяся гравюра проектного чертежа собора явно свидетельствует, что каменный храм истока Волги повторяет формы московского Покровского собора на Красной площади, более известного как собор Василия Блаженного (1555–1560). Стремление повторить на истоке Волги собор Василия Блаженного с Красной площади Москвы возникло не случайно: этим подчеркивалась духовная взаимосвязь прославленного собора столицы России с храмом у начала великой русской реки.

Интересен проект оформления интерьера храма – к сожалению, из-за революционных событий он так и не был осуществлен. Росписи стен Спасо-Преображенского собора посвящались прославленной и любимой русской святой – равноапостольной княгине Ольге, внук которой, киевский князь Владимир, в 988 году крестил Русь. В иконостасе предполагалось поместить все лики святых угодников, происходящих от потомства первой святой Русской Православной Церкви, и соблюсти полную историческую точность в изображении и порядке размещения богоугодных отпрысков святой равноапостольной великой княгини Русской. Можно предположить, что создатели проекта росписей в соборе Волговерховья могли повторить тему "древо московской великокняжеской династии", представленную в настенной живописи Золотой палаты и Архангельского собора Московского Кремля, а также Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря Москвы. Можно сказать, что Спасо-Преображенский собор на истоке Волги должен был стать священным местом памяти о тех людях, которые прославили землю Русскую. Народное сознание связывало исток Волги и начало христианской истории Отечества. Возвели Спасо-Преображенский собор местные мастера. Здесь же производили кирпич и обжигали его по местному способу в напольных печах.» (С сайта Свято-Ольгинского женского монастыря).

Заканчивается грунтовка, ведущая к Истоку – небольшой деревушкой, так и называемой Волговерховье. Немного не по-русски выглядят закрытые на замок ворота на въезде в деревню и стоянка перед ней, где предлагается оставить машину. Но если ограду убрать – люди начнут подъезжать прямо к Истоку, а к нему НАДО идти пешком…

Тем более идти не далеко и очень приятно. Мы приехали уже под вечер, часов, наверное, в пять-шесть вечера. В деревне не было видно людей, но она – живая: из-за заборов на нас лаяли собаки, мычали уже загнанные в хлев коровы. Стоял аромат русской деревни – смешенный из ароматов дыма из печки, скошенного сена и парного молока. Я представляю, как чувствуют себя иностранцы, проходя по главной улице этой деревеньки. И ведь это не «модель деревни», не специально построенные или свезенные сюда дома, не декорации – здесь живут! В деревне можно купить парного молока, яиц – туристический бизнес местных жителей...

Окраина деревни заканчивается просторным лугом. Слева – возвышается каменный, красного кирпича, Спасо-Преображенский Храм, действительно по очертаниям своим напоминающий Храм Василия Блаженного. Но тропинка ведет дальше – и вот огромный камень, с памятной надписью на нем, и маленькая оградка – впереди Исток.

В деревянной часовне над Истоком – как обычно – собственно колодец, свечи и иконки. Но рядом стол, а на нем открытая книга. В ней люди оставляют свои мысли о посещении этого места, много, много – добрых, хороших слов! Нет здесь людей, кого бы не задело это место, не тронуло… Возле Часовни ручеек немного разливается в небольшой прудик, а потом сужается до полуметра и течет в сторону Храма. Наверное, по весне в прудике можно окунуться, но сейчас – воды совсем мало. В двухстах метрах от колодца – деревянное сооружение – «Первый мост через Волгу». Здесь ее легко можно перешагнуть! А можно постоять – левой ногой – на одном берегу, а правой – на другом! Эх, вспомнишь здесь – километровые мосты в Волгограде, Саратове! Крупнейшая река в Европе, протяженностью – 3530км, а начинается с колодца!

Насладившись Истоком, умывшись Волгой – мы возвращаемся к Храму. Возле ручейка можно бы было посидеть и подольше, но пора, нам еще как-то надо вернуться…

Возле Храма внимание привлекает памятник – как оказалось это «Николай Чудотворец в лодке». Памятник современный: непропорционально маленькая лодочка и Святой, стоящий в ней в полный рост. Не совсем понятно, зачем он здесь. Наверное, «приплыл»…Памятник инороден, не вяжется с окружающей обстановкой.

Храм открыт, монашки – трут и без того чистый пол, но пройти и поставить свечи – можно. Молимся, как умеем, что бы Бог сохранил эту Реку, это место, эту страну! Наверно, девушки, выбравшие жить здесь постоянно – молятся об этом каждый день, и молитвы их слышат!

А прямо над входом в Храм – ласточкины гнезда…

Как мы возвращались к Осташкову – вспоминать страшно. До сих пор не пойму, как мы доехали без бензина. Чудо!

В городе фактически сразу нашли гостиницу – мы уже останавливались в ней. Нам опять повезло – несмотря на большое количество автобусов перед гостиницей, говорящее о занятости, оказался в наличии последний (!) свободный номер! Не раздумывая, мы кинулись заполнять бумажки. Пока заполняли подъехала еще пара, но их уже развернули… Как мы успели!

Номер – оказался двухкомнатный, но не «полулюкс» с диваном, а пятиместный - с двумя спальнями – на три односпальных кровати в одной и на две – в другой. В таком же мы ночевали в этой гостинице и в прошлую поездку. Номер, конечно, далеко не ах, но… Я даже пожалел оставшуюся внизу, без номера, пару – они вполне могли разместиться вместе с нами – в соседней комнате, но не догонять же их… Надеюсь, что они все же нашли приют на ту ночь.

После такого дня путешествия, как мы отрулили сегодня, ничего уже не имело значение. Даже то, что внизу, в ресторане нас отказались кормить, сославшись на большое количество групп. Кстати, и насчет завтрака сказали, сильно не рассчитывать – вначале «организованные» туристы, потом такие как мы – «неорганизованные». Решить вопрос с ужином – было последнее, на что нам хватило сил. Поймали такси, отвезли нас на набережную, в кафе-шашлычную. Конечно, пластиковые столики, стаканчики и тарелочки, да и пьющая пиво местная молодежь, не совсем то, что хотелось бы. Но… есть хотелось больше, а сил искать что-нибудь еще, с неизвестным результатом, уже не было. Насколько я помню, сейчас, шашлык оказался съедобным.

Потом пешком погуляли вдоль набережной. К сожалению, впечатления очень убогие, а жаль: такое красивое озеро, почти море. Чувствуется простор и мощь, но набережная не ухоженная, не оборудованная, грязная. Дошли до речного порта – узнать относительно расписания кораблика по озеру на завтра. Расписание нас, к сожалению, не устроило: первый и последний кораблик (если не изменяет память) был часов в 12:00, а мы планировали еще много посетить завтра по пути к дому.

По малолюдным улицам Осташкова вернулись к гостинице и сразу пали в объятия Морфея – день был длинный, интересный, но тяжелый.

(Отчет не дописан)









Рейтинг@Mail.ru