Турция. Fly and drive (осень 2006)

AndreiShCh

Желание посетить Турцию было уже давно и именно путем автопутешествия, так как не являюсь приверженцем пляжного отдыха, предпочитая различные авантюрные варианты.

Этим летом все звезды сходились на том, что мечта эта вполне осуществима ближайшей осенью.

Прочитав несколько полезных отчетов на travel.ru и auto .ru и пользуясь путеводителем Polyglot, составил маршрут. Купили билеты Аэрофлота Москва-Стамбул-Стамбул по 6900 рублей.
В Питере был приобретена карта дорог Турции (1 см:7 км. На порядок лучше чем то, что продается в Турции, все точно – не подвела ни разу) и еще один путеводитель по Турции (Серия «Твой путеводитель» Автор Константин Генш – вещь которую рекомендую, фото нет, толстый на 500 стр., тщательно описаны города и населенные пункты. Но главное – с великолепным юмором и написано именно для нас, русских.

В виду того, что пара попутчиков из-за паспортных проблем отвалилась на этапе подготовки, мы отправлялись в путешествие вдвоем с женой. Как вариант сокращения увеличивающихся расходов за аренду машины решил обратить свой взор на местные прокатные конторы. На запрос “rent a car in Instanbul” поисковик выдал кучу ссылок, по которым я отправил свои запросы на аренду машины на 11 дней. Было получено несколько ответов, с парой из которых http://www.propercar.com/ из Бодрума иhttp://www.justrentacar.com из Анталии) завязалась переписка. После десятка писем с Пропером и взаимных комплиментов первоначальное предложение в виде Fiata Palio (бензин 1,4, кассетник, одна подушка) за 363 евро превратились в дизельную Форд Фиесту 2006года или Рено Клио Символ 2007года (в смысле сентябрь 2006) за 345 евро, обе с CD . Выбрал Фиесту – никогда меня не возбуждал антифасад Символа. Оформил заказ, сообщил номер своей карточки, с которой благополучно списали 30% просимой суммы.

Вот в общем-то и все приготовления.
Дальше по дням и по порядку. Курс лиры 1,47лиры – 1 USD, 1,89 – 1 Euro

1-й день. 29.сентября. (+329 км.)

В два ночи приземляемся в аэропорту. Самолет Боинг 767- полупустой, загруз наверное процентов 30. перелет без проблем и все во время. На улице – дождь. Входим в зал аэропорта, приобретаем визы, слышу меня уже зовут по трансляции к какой-то информэйшн. Значит встречают.

Получаем багаж. На выходе стоит молодой чел с табличкой с моим именем. Идем с ним в его, а может и не его, офис. По пути меняю 500 долларов на местные лиры и получаю первый залет – комиссия 4%, которую я заметил уже, когда получил деньги - в итоге потеря 28 лир. Пришлось смириться, как-то было не ловко поднимать шум, как когда-то в Австрии, когда по глупости я поменял 3000 долларов.
В офисе оформляем договор (оказалось, что машину предоставляет фирмаhttp://www.contirental.com ), снимаем пару слипов с карточек – оставшиеся 70% и 750 лир как гарантию (вообще-то он был пустой с моей подписью, лишь устная договоренность на 750 лир на случай повреждений оптики, стекол и колес – остальное страховка) – это было обговорено заранее. На всякий случай под гарантийный слип дал карточку без денег, лишь с бесплатным 20-дневным кредитным лимитом в 30 000 рублей.

Спускаемся в гараж, где среди множества арендных машин (было много указателей именитых фирм) стоит серебристая Фиеста. Осматриваем машину (пробег 26 тыс.), указываем в договор пару царапин на переднем и заднем крыльях. Я сажусь за руль и мы вместе с агентом выезжаем на улицу, доезжаем до первой заправки (бак пустой), заправляюсь по полной, высаживаю его (в последний момент вспоминаю про документы на машину) и двигаемся в путь.
Стамбул. Полтретьего ночи. Дождь. И мы едем на восток по картам, Стамбульской, которую агент взял у кого-то по моей просьбе, Турецкой, которую взяли с собой, и по компасу, который был у нас.

Привет Турция, Здравствуй приключения. Направление – Бурса.
По рекомендации Дмитрия Сергеева из auto.ru едем на Анкару, ищем платную дорогу. Вот она появляется. Я въезжаю в ворота, но не могу разобраться, видимо необходима какая-то карточка, которой у меня нет. Что делать? Назад ехать не получается – стоит другая машина. Двигаю чуть вперед (загорается красный светофор и слышен сигнал), что бы пропустить машину. Задняя машина останавливается около моей, опускается стекло и парень из Шевроле Авео (оно у них ласково называется Калос) машет мне – типа – какие проблемы. Подхожу к нему - объясняю. Он дает мне карточку и предлагает ее приложить к автомату – сходил и проделал сию операцию. Снялось 3,20. предлагаю ему деньги – отказывается. Разговорились. Зовут Мухамед. Играет в футбол во втором дивизионе. Узнал, кто я и что, куда еду. Дал свой номер телефона и сказал, что могу звонить в любое время суток, если будут проблемы.

Далее он предложил ехать за ним. Проехали какие-то закоулки. Жена в душе ему не доверяла и искала, как закрыть все двери, если на нас тут же нападут злые курды. Но все вышло хорошо – выехали снова на большую дорогу, проехали за ним минут двадцать. Дальше он сказал, что ехать прямо минут 30, пока не увидим знак указатель на паром. Попрощались с ним и отправились дальше.
В четыре были у паромной переправы. Паром отправлялся через десять минут и за 30 лир и двадцать минут мы уже были на другом берегу. Дорога на Ялову и Бурсу, где мы появились в 6 утра.
Тут нас ждало первое небольшое разочарование. Все осмотренные отели оказались страшными ночлежками, в общими удобствами в конце вонючего коридора с ценами по 40 лир на двоих. Это никак не укладывалось в наши планы - ожидали что будет куча классных чистых отелей – пансионов, где мы без труда найдем ночлег.
Походив и поездив по городу, мы наблюдали его пробуждение. Забавно. Сначала появляется много спешащего народа. Потом - легковой транспорт. Попутно посмотрели центральные козырные мечети, но турист информэйшн не нашли (все указатели ведут в одну точку, а его нет. Наверное, он появляется в 10 утра – сам приходит)

Так и не найдя отеля (хотелось спать, но все самое приличное было не ниже 90 лир) решено было ехать дальше, может по дороге попадется мотель, но он так и не появился до Балыкесира, куда мы въехали в полдень.

Этот город произвел на нас, наверное, самое будоражещеее впечатлении (может потому, что прошлая ночь была без сна). Город старый, но не туристический – некий симбиоз 19, 20 и 21 веков. Колоритные узкие улицы с односторонним движением, куча народу, который снует туда-сюда, невзирая на автотранспорт, который отвечает тем же (при повороте на перекрестке, пропуская пешеходов, я тут же получил гудок сзади – видимо пропускать народ тут не принято). Едешь по улице, но она становится все уже, и постепенно превращается в узкую пешеходную, понимаешь, что тут уже не центр.

Покрутившись по городу, понимаю, что так может продолжаться бесконечно долго. Увидев мужика, по одежде похожего на какого-то офицера, бросаю машину (везде у них стоянка запрещена, но места нет, потому что все заставлено, некоторые особенно вежливые включают аварийку – типа «я не надолго») и подхожу к нему узнать, где тут «турист информэйшн».

Тут началось. Оказалось, что он не говорит по английски, и никто в радиусе семи метров тоже не говорит. Но слово «турист» знакомо, и видимо, помощь чужестранцам у них в крови. Мужик, похожий на полицейского, опросил всех вокруг, убежал куда-то наверх, прибежал вниз, еще пара мужиков вступила в дискуссию. Что-то они вспомнили, замахали руками, но как я поеду не понятно. Внезапно нарисовался какой-то добрый старик, метр с кепкой, повел меня показывать. Я ему объяснил, что на машине, и мы вместе пустились по местным улицам. Приехали к какому-то местному трехэтажному муниципалитету, пошли по этажам, старик попутно со всеми здоровался и показывал на меня, типа «Мужики, я Ленина видел». Поднялись на верхний этаж (такое впечатление, что я в школе детства – коридор и куча одинаковых обшарпанных дверей), заглядывали во все двери и, наконец, о чудо, нашли. Кабинет с двумя столами, заваленные книгами, прям школьная библиотека, две барышни за столами. Благо одна хорошо говорила на английском и в течение минут двадцати объяснила мне все местные достопримечательности, которых правда нет в самом Балыкесире, все надо ехать далеко до побережья. В конце я объяснил, что для начала хочу найти отель. Мне был дан ряд рекомендаций и показана улица, куда надо ехать. Набрав кучу брошюр, мы распрощались. Старик же все не хотел меня покидать, и радостный крутился около меня. Я думал, будет просить денег, но все обошлось взаимным фотографированием и обниманием. .

Поехали искать улицу с отелями. Проехав перекресток двух дорог с односторонним движением, остановились спросить у курящих на лавочке бамбук местных таксистов. Оказалось, что я как раз ее проехал, и чтобы вернуться надо крутануться еще квартал. Ладно, не впервой, сажусь в машину и слышу стук по крыше. Повернулся и вижу, что этот таксист пошел на перекресток, что бы перекрыть движение на перекрестке и дать мне возможность сдать назад и повернуть на нужную улицу. Благодаря ему, я тут же оказался на нужном мне направлении.

Обойдя четыре отеля, выбрал тот, что 70 лир за номер с завтраком. Были дешевле, но мне они показались очень неопрятными, и даже не хотелось с ними вступать в дискуссию о торге. Этот же отель оказался самым дорогим за время путешествия, но и завтрак был самым лучшим (в смысле наполнения – больше похож на европейский, а так обычно сыр, яйцо вареное, огурцы-помидоры и сыр, ну и хлеба без меры), да и машину отельеры сами ставили на свой паркинг и подгоняли утром.

Полвторого дня – душ и спать.

В шесть вечера проснулись, пошли пообедать в местной пидешнице (это в харчевнях пекут пиде - длинные пироки с мясным фаршем или сыром, к ним еще подается бесплатно тарелка салата. 5 лир), пошатались по городу.

Один иностранец, который живет в этом городе, сравнил его с Бейрутом. Я не был с Бейрутом, но, вспоминая «Международную панораму», понимаю, что они действительно похожи. Очень колоритный город, который не хочет казаться лучше, чем есть на самом деле.

2-й день 30 сентября. (+224 км.)

Ночью в полтретьего нас разбудили удары какого-то большого барабана на улице, потом в полшестого заорал муэдзин из близстоящей мечети. Называется «Здравствуй Турция». Благо мне это не помешало выспаться.

Проснулись рано, позавтракали, спустились с вещами вниз. Отдали ключ от машины отельеру и он подогнал ее к дверям, попрощались с работниками гостиницы (что удивительно – все мужчины) и двинулись в дальнейший путь.

Выехав из города, на фруктовом развале купили дыню. Продавец ее почистил и порезал так, что оставалось по дороге только брать сочные кусочки и отправлять их в рот. Вкусно. (Позднее, в Стамбуле в магазине купили такую же дыню. Так она по вкусу напоминала огурец. Пришлось выкинуть).

Наш путь был в строну Измира, с посещением Пергама. Решили не доезжать до Архасара, а повернуть на Бергаму раньше. Проезжая деревню Гелембе, повернули направо в сторону Киржагач (правда поворот нашли только с третьего раза и по подсказкам местного населения) и проехав какие-то деревенские дворы, выехали на узкую петлявую дорожку. В течение 20 км до Киржагача мы наблюдали, как растет хлопок, дыни, как работают местные крестьяне. Сплошные сельхозугодия. Занятно.

Где-то к двенадцати подъехали к Бергаме и сразу нашли первые развалины огромной красной Базилики. Тут же, сливаясь с ней – мечеть, внутри которой шла какая-то служба. Захотел зайти внутрь, но почему-то мужики местные на меня неодобрительно посмотрели, и, не смотря на то, что я собирался снять сандалии, как и положено, всем видом показали что мне тут не место. Может виной тому были мои шорты, или гроб накрытый платком, стоящий во дворе – отпевали кого-то. Ну и ладно. Походили вокруг базилики, сели в машину и поехали на гору – в античный город Пергам.

Расплатились за вход и стоянку, поболтали с местными торговцами (всегда в поездке получал удовольствие от общения с народом. Торговцы, узнав, что я не собираюсь что-либо покупать, не теряют интереса и всегда найдут тему для разговора) и пошли гулять по развалинам. Впечатляет. Нет смысла рассказывать, это надо видеть. Шикарный театр на склоне горы. Остатки Троянского храма – поражаешься – как они все это строили. Остановившись у колодца с колонной внутри, разговорился с каким-то гидом – он рассказывал двум иностранцам, что надо кинуть монету на этот столб и загадать желание. Если монета удержится на столбе – желание сбудется. Я достал монету, аккуратно бросил, и она оказалась как раз по середине столба. Гид меня поздравил с удачей. И тут я вспомнил, что забыл загадать само желание. Ну да ладно, снова пытать удачу не стал.

Пройдя весь Пергам, сели в машину и поехали дальше. Асклепион, где врачевал Эскулап, как-то нам не попался, и мы решили не возвращаться. Выехали на дорогу на Измир и двинулись вперед.
Генш (автор путеводителя) советовал заехать в Чандарлы, где можно осмотреть Генуэзскую крепость. Что мы и сделали, свернув направо. К сожалению, при всем том, что крепость выглядит великолепно, она оказалась закрыта. Побродив вокруг, вышли к Эгейскому морю, где я с удовольствием «обмыл сапоги», но купаться не стал.
Пообедав в местной харчевне (заказали два пиде и один кебаб – оказалось – полный стол, 15 лир), поехали дальше.

На подъезде к Альяге остановились в отеле (50 лир) у самого моря. Бросив вещи, погуляли по берегу. После поехали в Альягу, где мы и провели остаток вечера.

3-й день. 1 октября. (+ 367км).

Как обычно позавтракав, двинулись в Измир. Без проблем добрались до центра города, не смотря на масштабы ( 2,5 млн.человек). После двадцати минут поиска места для стоянки, бросили машину в переулке у ж\д вокзала. Пошли погулять по городу. Тут уже масштабы современного города, нет тесноты, но и нет ничего особенного, что хотелось бы сфотографировать. Побродили по улицам, набережной, пообедали в кебабне (12лир) и двинулись на поиски машины (самое страшное чего я боялся перед поездкой в Турцию то, что оставив в городе машину, я не смогу ее найти, просто заблудившись, но таких проблем не возникало). У вокзала зашли в какое-то тур бюро. На совет турка поехать в Памуккале с его помощью, ответил, что сами на машине. На выходе из агентства к нам привязались два каких-то клеща. Все вертелись вокруг нас, не вступая в разговор. Двинулись мы в сторону машины и тут увидели, что турок из агентства выбежал на улицу и стал орать на этих мародеров, после чего они свалили. Так мы, может быть, избежали местно гоп-стопа. Но чего не было, того не было.
Два часа дня и мы уже на платной дороге на Сельчук. Тут я уже разобрался: въезжаешь через ворота, берешь талон, на выезде его предъявляешь и платишь деньгу. Две лиры, 120 км и мы в Сельчуке. Быстро добрались до Эфеса. Зная, что лучше спускаться сверху, мы все-таки оказались в нижнем входе. Где нам сначала, предлагали добраться до верха на арбе за неслабую сумму, но мы отказались – наша цена ему показалась несерьезна. Когда заехали на стоянку, подошел мужик и предложил доехать бесплатно до верха на микроавтобусе с заездом в кожаный магазин. Покупать не обязательно. Читал в отчете, что обмана нет, и, будучи потенциальными покупателями кожи, согласились. Нас привезли в Сельчук в большой приличный магазин. Турок при всем старании не смог нам ничего продать – не нашли ничего, на что стоило бы потратить деньги.

Нас довезли до верха, где мы приобрели русский путеводитель и входные билеты. Эфес – это вещь. Ходишь и наслаждаешься. Обалденная библиотека Цельсия. Забавные туалеты. А сколько еще будет раскопано. Надо будет сюда приехать в старости.
В театре вышел на сцену, прочитал какие-то стихи в свой нормальный голос, на что жена, сидящая на верху, сказала, чтобы я не орал, а то очень громко. Шикарная акустика

После Эфеса, двинулись в сторону Памуккале, планируя найти по пути гостиницу.

Уже смеркалось (где-то половина седьмого) когда попалась первая гостиница (точнее большой мотель) на подъезде к Назилли, но нам не захотели снижать стоимость ниже 50 лир и мы двинулись дальше.
Часов в восемь решили, что было бы неплохо подкрепиться и тормознули у дорожного ларька в маленькой деревне. Работник ларька после моих жестов и слов «пиде и сандвич» понял о моем желании, куда-то позвонил, сел на свой мотоцикл, махнул нам рукой и поехал в глубь темной деревни. Мы поехали за ним. Метров через пятьсот он повернул в переулок и мы оказались у местной пидешницы, где молодые пацаны нам приготовили пару вкусных пиде (плюс салат и кола – 6 лир), не смотря на то что, они уже закрывались.

Выезжая на главную дорогу, махнули на прощанье мужику в ларьке и двинули дальше.

Попался один мотель, но оказался больше для дальнобойщиков, а не для туристов. Просил пацан 40 лир и я, устав от дороги, согласился. Но когда я занес вещи, он попросил еще 40 лир за жену. Обалдев от такой наглости, мы попрощались.
В одиннадцатом часу мы въехали в Денизли. Зайдя в один многоэтажный отель, сторговались за 35 лир, отдали день и паспорта для оформления. Когда нас повезли в номер, мы начали понемногу обалдевать – при чистом холле – грязный закопченный лифт. А когда нас привели в номер, мы были просто в шоке: грязный палас, рваные занавески, не закрывающиеся окна, неопрятный санузел. Ощущения - будто вступили в дерьмо и боимся пошевелиться.
Пошли вниз, забрали деньги и документы и поехали до Памуккале, но поворот пропустили и выехали из города. Спросив у прохожего правильный путь, нам было указано на местном языке, что надо развернуться и через три «блям-блям» (при этом делается интересный жест пальцами рук, сводя кончики пальцев вместе и разводя их. Это означает светофор. В дальнейшем нам еще не раз объясняли такими «блям-блям» дорогу) повернуть направо. Но проехав один светофор, мы заметили за большим кустарником небольшой отель. Оказался – как на фотографиях туркаталогов, только бассейн пустой – не сезон. При торге объяснили, что собираемся заплатить не больше 20 евро или 36 лир. На том и сошлись.

Душ и спать. Купаться в джакузи, которая была в нашем номере, не стали.

4-й день 2 октября. (+248 км.)

С утра пораньше, после завтрака, двинулись к Памуккале.
Заплатив по 5 лир (самые дешевые билеты за всю поездку, по соотношению «цена - увиденное»), въезжаем на огромное античное кладбище. Генш пишет: «Большое скопление могил объясняется тем, что на воды Памуккале в свое время наезжало множество страждущих римлян и оставалось здесь в надежде вылечиться. Но тщетно».
После кладбища начинается город Иераполис. Такое впечатление, что вчера тут закончились съемки какого-то голливудского фильма про римлян, а декорации остались. Масштабно и качественно.
Проехав дальше, оставили машину на стоянке, зашли в «Воды Клеопатры» - бассейн-лягушатник с термальными водами. Посмотрели, но решили, что ползание в воде с остальными туристами не стоит 18 лир за человека, двинули наверх к театру. Хотел я было спуститься на сцену и прочитать, что-нибудь из Евгения Онегина, но оказалось, что тут вход на сцену закрыт, можно только сидеть на второй половине верхних рядов. Поглазели, помечтали и пошли на соляные террасы, которые произвели неизгладимые впечатления.
Сев на выступ скамейки, и опустив ступни ног в ручьи с теплой водой, можно часами медитировать, глядя на белоснежные соляные террасы, что мы и делали, благо туристов было не много и никто не мешал.

Не хотелось уезжать, но всему свое время. Заехали в Денизли, пообедали в какой-то харчевне. Посетили пару хлопковых фабрик (долины Денизли славятся своим хлопком), купив замечательного постельного белья и пару шикарных халатов.

Часа в 4 дня двинули в сторону Муглы, получив кайф от езды по горным дорогам, до этого они в основном были равнинные..
Проехав Муглу на первом же повороте спустились к морю в поселок Акаяка. Остановились у первого отеля (оказался апарт-отелем, где сдаются номера с кухней, но без завтрака), посмотрели номер. Хозяин стал называть цену, но я сказал ему, что ищу номер за 20 евро, и если ему не нравится, то мы двигаем на дальнейшие поиски. Он согласился и нам достался номер с двумя комнатами, кухней, холлом и тремя балконами.

Смеркалось и мы пустились поискать местный пляж. Искупался первый раз за поездку, но чтобы было по шею, пришлось довольно долго идти по дну.

Поужинали в какой-то семейной харчевне (10 лир) и побродили по местным центральным улочкам, которые все укладывались в квадрат 500 на 500 метров.

5-й день. 3 октября. (+132 км.)

Обещал жене, что сегодня обязательно будет пляж и она сможет всласть назагораться. Нужно только с утра заехать в Далиан, чтобы посмотреть не Ликийские скальные гробницы, фото которых присутствуют почти во всех путеводителях.

В Далиане мы были около 10 и, придя на причал, стали торговаться с лодочником, чтобы он нас перевез на другой берег речки. За все Генш советовал давать не больше 1 доллара. Но видимо лодочник не читал Генша, или Генш, когда был тут, не знал про местную лодочную корпорацию (официальную), которая контролирует все цены. В общем, сначала было 75 лир (я везу вас до Кауноса, и жду там, сколько надо, потом обратно), потом 45 – «спешиал прайс онли фор ю». Но я не знал ничего по Каунос (Генш писал вскользь) и такие деньги платить за то, чтобы меня перевезли на другой берег через 100 метров, я не собирался. Тут лодочник, сказал, что через десять минут отходит “Daily boat trip” за 20 лир с человека с обедом. Мы решили, что согласны и он провел нас к катеру, в котором уже сидел десяток туристов под руководством усатого штурмана и буфетчицы.. Заплатили 25 евро (лиры кончились) и двинулись в путь.

Плыли среди высоких местных камышей, проплыли эти скальные гробницы и через полчаса первая остановка «Город Каунос», где нам дали час времени. Каунос представлял собой различные развалины (колонн из мрамора не было), театр, и большая крепостная стена высоко на верху горы, куда туристы добираются кто как, протоптанной тропинки нет. Лена осталась внизу, а я решился на восхождение. Когда залез – прилично устал, но был невероятный кайф от нахождения на верху горы, у крепостной стены. А виды вокруг просто дух захватывают. Сделал кучу снимков и видео и полез вниз.

Следующая остановка была на знаменитом черепаховом пляже, куда по ночам местные черепашки уже миллионы лет (хотя кто их тут видел миллион лет назад?) откладывают яйца, посему для туристов по ночам вход закрыт. Времени так же был один час, что ушло на купание и короткие солнечные ванны.

После, по пути на лечебные грязи, нас покормили сытным обедом. Приплыв на озеро Кейджегиз нас снова отпустили на один час и мы посетили так называемые лечебные грязи. «Главное – что это безвредно. Остальное – самовнушение. Прикольно. Бассейн из теплой жидкой грязи (вся густота – на дне), где люди ползают как хрюшки, вымазываясь с ног до головы. Потом сохнут на солнце и – в душ. Еще есть бассейн с термальными водами (t- порядка 35 градусов), где плещется народ. Попробовали на себе все, включая грязи. В общем, стебное местечко. Русских, наверное, привезли пару автобусов – одна русская речь кругом.

После этого мы заплыли на само озеро, развернулись и в 5 вечера были в Далиане В машину и через час – другой мы подъезжаем к Фетхие, где планируем остаться на две ночи, чтобы посетить Олюдениз. На подъезде к городу на перекрестке видим указатель направо «Чалиш пляжи» и большой щит с указанием отелей и телефонов. Попытаем счастья там. Поворачиваем и через пятьсот метров начинаются современные домики, улица становится торговой с множеством ресторанчиков – курорт. Останавливаемся у пляжной линии и проверяем отели у линии моря. Все как один – 40 лир за ночь на двоих. Решаемся проехать несколько в глубь, и находим приличный отель. Бассейн, все новое. Девушка показывает номер. Все - супер. 50 лир на двоих на две ночи. От такого предложения даже торговаться язык не поворачивался. Спускаемся на ресепшен, отдаю 50 лир. паспорта, расписываюсь.

Вечер провели, прогуливаясь по местным улочкам. Туристы в основном англичане, цены продублированы в фунтах. Много объявлений о продаже в недвижимости. Цены - тоже в фунтах.

День 6-й. 4 октября. (+60 км.)

С утра, после завтрака, поехали в Олю-Дениз, « В переводе это «Мертвое море», но бояться нечего. Наоборот – это просто рай земной! Голубая Лагуна с чистейшей водой, соединяющаяся с остальным морем каналом, длиннющий пляж на изогнутой косе. Главное достоинство этого места – абсолютное спокойствие моря, даже когда на остальных эгейских просторах бушуют штормы. Собственно, потому море и мертвое – оно просто спокойно до безобразия!. С суши Олюдениз защищен горами, на которых раскинулись сосновые рощи……» Генш.

Вход 2,5, лежак – 4. на этом пляже мы и провели целый день. Брал на час пластиковую байдарку и вышел из бухты в море, покачался на легких волнах.

Какой-то мужик нашел игуану, таскал ее по пляжу и все показывал.
Вечером погуляли по Фетхие, посмотрели развалины театра, зашли на рыбный базар, где у ресторанов особое предложение: «за 5 лир для вас жарят рыбу, которую Вы купили тут же на базаре. Более того, в пять лир входят салат и хлеб». Правда рыба стоит 20-30 лир за кг.

День 7-й. 5 октября. (+162 км.)

После завтрака спускаемся в холл, собираюсь написать пару добрых слов об отеле в книге отзывов и отдать ключ, как мне заявляют: «А еще 50 лир за второй день». Типа мы цену говорили за один день, а девушка, которая говорила цену включила дурака – типа совсем по аглицки не говорит. Паспорта демонстративно убрали в сейф. Всем видом показывая – гони деньги и свободен. Начались разборки. Управляющий звонил своей жене, которая мне объясняла свое видение дела, а я ей свое (у нас бы так – администратор отеля предлагает по говорить по телефону со своим мужем). Пригрозили вызвать полицию, на что я согласился, но ее не позвали, а просто разошлись по своим делам. Пришлось мне ехать в местную жандармерию самому, благо здание ее мы видели прошлым вечером, где-то 5 км от отеля.

В жандармерии полицейские в парке около здания наслаждались утренней тенистой прохладой. Выслушав мои претензии, один позвонил в отель, долго о чем-то с ними болтал. Потом подошел ко мне и другому полицаю, сказал какую то фигню, сел в машину и уехал. Как я понял – совсем не по моим делам. Тот другой сказал, что я могу ехать в отель и все будет окей, но что-то мне не очень поверилось. Но пришлось ехать. Приезжаю в отель. Мне управляющий приветливо: «Сдай ключ». Отдаю. «А деньги?». «Какие деньги?». Опять та же балалайка.

Снова сажусь в машину – и обратно в полицию. Ловлю того второго и спрашиваю, какого черта, как долго это будет тянуться. Он тоже звонил и долго разговаривал. Потом мне посоветовал ехать обратно и сказать, что у меня нет денег. На что я ответил, что он держит меня за дурака, денег у меня больше чем достаточно. Дело в принципе - туристов обманывают, что он и признал, но развел руками.

Вернувшись в отель, я уже был готов отдать деньги и черт с ним, но начал с того, что объяснил, что в полиции мне сказали, что отель не прав и мне должны отдать паспорта и деньги, а то они приедут сами. Опять пообщавшись по телефону с женой управляющего, в очередной раз привел ей свои доводы. После был очень важный звонок главному боссу, который что-то им там сказал. Управляющий написал несколько строчек на турецком на обратной стороне листка, на котором меня оприходовали в отель, сказал, что написал, типа я заплатил за одну ночь, а за вторую у меня нет денег и попросил подписать. Я не согласился и начиркал снизу, что 50 лир мне обещали за две ночи, посему платить больше не намерен. Точка.

Паспорта вернули. На все ушло пара часов. Нервов особо не затратил. Все что я мог потерять – 50 лир и к этому я был готов. Отель на них и тянет. Время тоже позволяло. Just new experience.
В 11 мы двинулись в сторону Анталии, планируя провести следующую ночь в Олимпосе. Но дорога оказалась горная, петлявая, особо не разгонишься, зато с шикарными морскими видами. Поэтому когда в половине третьего мы очутились в Каше, решили тут и остановиться. И это оказалось хорошей идеей. Не пожалели. Нашли хороший пансион за 30 лир с видом на море. Бросили вещи и поехали на муниципальный пляж, который встретили на въезде в город. Пляж оказался просто бетонной полосой вдоль моря, бесплатные лежаки, рядом барчик, где сидели местные турки. Место для ныряния и лестница для выхода на сушу. Море чистое, куча мелких рыбок.

После пары часов солнечных ванн вернулись в город. В общем-то это больше курортный поселок с 8 тысячами жителей. Очень приятная атмосфера. В конце одной торговой улочки стоит гробница - чемодан какого-то ликийского царя.
Поужинали в местном ресторанчике (26 лир), еще поболтались по улочкам и закончили вечер на балконе, глядя на вечерний Каш и попивая виски и ликер купленные в Московском duty free.

День 8-й. 6 октября. (+130 км.)

Утром, встав как обычно в 8 утра, позавтракали на террасе с прекрасными видами на море. Поехали на тот же пляж, где провели еще пару часов.

В час дня, поняв, что пора бы и пообедать, остановились в Кульмуке. Только вышли из машины, оставив ее у обочины, как тут же пара детишек у нас попросили денег. Я такого еще не видел. Через двадцать минут старая женщина тоже пыталась стрельнуть денег. Что-то я стал волноваться за свою машину. Так меня еще города турецкие не встречали Пообедали в местной харчевне, где нам разрезали пополам курицу гриль и наложили по нашему выбору разной еды. Еще тарелка салата, пара пепси и обед удался (10лир).
Побродили по улицам, где моя Лена опять ловила жадные взгляды местных мужчин. В местном универмаге совершили сеанс шоппинга и поехали дальше.

Часов в пять мы подъехали к Олимпосу. В планах была остановка в “Kadir’s top-tree house”.

Нашли его довольно легко. Все когда-то начиналось как прикол - избушки-скворечники на деревьях. Но место стало популярным и сейчас тут может разместиться добрая сотня. Уже не все дома на деревьях, но колорит необычаен. – напоминает какую-нибудь лаосскую или камбоджийскую деревню. Двухэтажные дома, обколоченные горбылем, везде всевозможная утварь.

Подъехали. Территория ограждена изгородью, поросшую вьюном. Заходим в ворота и меня встречает парень лет двадцати шести-восьми, с длинными волосами, бородой, усами, по пояс обнаженный, с волосатой грудью, с ожерельем из костей и клыков. Этакий местный тарзан. И начинает со мной разговор за жизнь, кто, куда, зачем. Я уже потом понял, что он тут работает. А так - лепший корешь, просто давно не виделись. Зовут Джейсон, сам из Австралии, тут уже два месяца, а по Турции колбасится уже месяца четыре. Выбрали себе стоимость номера (есть по 15, 20 и по 25 на человека) за 50 лир, взяли ключ и пошли с Джейсоном смотреть номер. По пути прошли через бар. Где нам с Леной налили welcome drink в виду двух бокалов пива.. Пока пили на улице на скамейках пиво Джейсон рассказал, чем славен сей туркомплекс и что тут можно делать. Пожалел, что я тут всего на одну ночь. В ответ на сие радушие подарил ему фирменную красную МТСовскую кепку. Он в ней так просился в рекламу МТС «О ком ты думаешь сейчас?»

Вообще, тут у меня было такое настроение как у зебры Марти в мультфильме «Мадагаскар», когда они попали к лимурам: «Шизовое местечко. Нехватает только пива и чипсов» А у жены было настроение жирафа Мэлмана. Все ей тут не нравилось: комната представляет собой следующее: обколоченные досками стены, белье стиранное, но не первой свежести, на окне, вместо штор – простыня, душевая не столь чиста, как надо. Весь вечер она ныла, чтобы мы свалили отсюда, но я был непреклонен – мне тут нравилось.

Поехали в Олимпос, который был в одном км от места нашей дислокации. Так как уже шесть часов, то на кассе никого не было, и мы зашли бесплатно. Побродили по развалинам античного города. Уютно, стены и развалины среди деревьев, мелкая речка течет. Нашли гробницы, кладбище. Вышли на пляж, но было уже не столь жарко и купаться не хотелось.

Вернулись затемно. Полвосьмого был ужин, который включен в стоимость номера. Шведский стол с солдатской едой. Познакомился с новозеландской парой за пятьдесят и южнокорейцем. С ними же после ужина поехали вечером на гору Химера смотреть огни.

Честно сказать, не стоило брать эту экскурсию, а стоило ехать самим на своей машине, дорогу бы нашли легко.

Но что было - то было. На микроавтобусе нас довезли до Химеры, мы поднялись по тропинке самостоятельно и были в нужном месте.
Честно сказать я ожидал большего, больших масштабов. А так - горят костры – газ выходит из горы и горит. Днем, наверное, выглядит совсем непонятно, но ночью – здорово. Ради этого и была запланирована ночевка в Олимпосе. И поэтому мест для размещения тут просто очень много.

Вернувшись, Лена пошла спать, а я - пить пиво, посидеть, поболтать с народом вокруг костра, который горел во дворе. Есть

у этого места какая-то приятная аура. Всем людям с молодой душой – рекомендую.

9-й день. 7 октября. (+118 км.)

Позавтракали, покормили местным сыром кур и уток, которые гуляют тут же во дворе. Двинули на Анталию.

Въехав в Анталию, решили полежать на пляже, что и сделали. После пообедали в ресторанчике(16 лир). Решили поехать в Лару, где и найти отель (на карте указан как прибрежная часть города – там должно что-то быть). Отелей много. Выбрали тот, в котором функционировал бассейн (отель“Diamond”) . Сторговались за 35 лир.
Дозагарали остатки солнца у бассейна, я с удовольствием накупался, и поехали в центр города. Ресепшионист написала название на бумажке куда ехать, и мы не с первого раза, но нашли. Оставили в закоулках машину, и пошли погулять. Попили свежевыжатого гранатового сока, спустились в гавань, напросились на одну из яхт. Поговорили с капитаном. Классный вариант для отдыха: на неделю 3-4000 долларов (в зависимости от сезона) с питанием на 8-10 человек. Получается 300-400 долларов на человека за недельное путешествие. Нужно будет осуществить в будущем.

Честно сказать, очень надоели в Анталии эти русско-говорящие продавцы – излишне назойливы. В других местах мне это нравилось, тут же это вызывало отторжение. Какой был кайф на следующий день в Кутахии, когда никто не приставал, и не видел в тебе дурака, которому можно и нужно что-то впарить.

Поужинали в местной пиццерии. День закончили скоростной ездой по вечерней Анталии. Кайф. Все прошло здорово, за исключением пропущенного поворота на наш отель (не успели повернуть, а резкий маневр закладывать не стал) и удара задним левым колесом о бордюрный камень при развороте (без ущерба).

10-й день. 8 октября. (+377 км.)

По рекомендации местных таксистов поехали в сторону аэропорта и дальше на Испарту. Не было цели доехать в этот день до Стамбула, поэтому мы делали много остановок по пути и часов в пять вечера решили остановиться в Кутахиии. Нашли отель в центре города (60 лир с ужином). Побродили по городу. На рынке посмотрели, как работает стеклодув, купили у него пару стеклянных кувшинчиков. В девять вечера обратили внимание, что на улице очень много народа. Оказалось, что из-за религиозного праздника (по-моему Рамазан) весь народ после ужина вывалил на улицы.

11-й день. 9 октября. (+387 км.)

Дорога от Кутахии до Адапазари была самая неинтересная и сложная. Много дальнобоев (правда стали попадаться с европейским образованием – моргают поворотником при возможности обгона, а на благодарность авариайкой - дальним в след «Счастиливого пути»), много поворотов и перевалов. Обогнать очень сложно. Дорога проходит через населенные пункты.

У Адапазари въехали на платную дорогу и без проблем добрались до Стамбула. То есть, почти без проблем. Так как брал машину с пустым баком, то так же и должен был вернуть. Утром заправился на все оставшиеся лиры и по показаниям компьютера было в самый раз. И чем ближе, тем все показывало, что солярки хватит. Но когда мы проезжали пролив Босфор, компьютер показывал, что солярки осталось на 20 км. Где мы остановимся, еще не ясно. Стало понятно, что сейчас обсохнем. Сворачиваем с большой дороги, попадаем во всевозможные пробки, а заправки не видать. Нервы шалят – не хочется обсохнуть и звонить агенту, чтобы приехал забрать машину, где-то на дороге и не забыл захватить солярки.
Тут видим заправку, но она на встречной полосе, пришлось давать кругаля целый квартал. Когда подъехал к заправке – по одометру оставалось 9 км. Лир не было. Поменял на заправке 10 долларов, заправил 5 литров.

Приехали в квартал Султанахмет (центр старого города, где находятся главные мечети), оставили машину в переулке. Пошли искать отель. Выбрали «Сокуллу Паша», договорились по 60 лир за ночь, взяли на две ночи.

Отельер позвонил агенту, тот приехал через час.
Что интересно. Агент спросил меня, были ли проблемы, ответил ему, что нет, за исключением этих оставшихся 9 км. Он отдал мне пустой слип и после этого мы пошли смотреть машину. Обошел вокруг. Глянул спидометр. Никаких претензий, к чистоте машины (вернее отсутствию чистоты), бардаку в салоне. Попрощались, и он уехал.
Итого пробег за отпуск 2534 км.

Остаток дня провели в шатании по Стамбулу. Было уже не так тепло. Пришлось переодеть шорты на брюки, да и куртка не была лишней.

12-й и 13-й дни.

Оба дня прошли в прогулках по городу. Про Стамбул написано много, действительно интересный город. Стоит того, чтобы посетить.
Хотелось бы только написать про «Гранд Базар». В нем такая приятная дружеская атмосфера, Здорово поболтать с продавцами, хорошее чувство юмора, торг при обоюдном желании превращается в шоу. Мне во время поездки всегда нравилось общаться с продавцами, но тут еще больше удовольствия от общения.

Вечером тринадцатого дня закончили вечер в мексиканском ресторане, на метро без труда добрались до аэропорта и отбыли в Москву.

Что еще.

Дороги.
Дороги на твердую пятерку, ровные покрытия, никаких ям. Постоянно ведутся работы по расширению. Много где есть разделительный бордюр, или дороги в разных направлениях разделены между собой, посему вероятность встречной аварии практически равна нулю. Потому как…
…вождение турков на троечку ( это в среднем – двойки плюс четверки):
- могут проехать на красный, если лень тормозить
- обгоняют по встречной через две сплошные
- поворачивают с правого ряда налево и наоборот. Я ощутил не очень приятные чувства, когда в Анталии остановился на перекрестке перед светофором первым во втором ряду, а справа от меня подъехал автобус и включил левый поворотник. Видимо у них включенный поворотник дает неоспоримое преимущество. Сиганул я прямо, как только включился зеленый, а автобус после стал поворачивать налево.
- постоянно сигналят. У таксистов – бибикалка просто отшлифована, как руль после 150 тысяч км пробега.
Во всех отчетах читал про такое вождение, но в каждом констатировалось, что аварий не видели. Мы же насчитали пять аварий и один перевернувшийся в горах груженый грузовик (грузят в высоту они без меры).
Солярка стоит 2,3 лир за литр. Бензин – 2,7. У меня средний расход получился 5,4 л/100 км .

Весь бюджет поездки от Москвы и до Москвы – 1953 USD , что составляет
Машина – 442, Бензин – 213, входные билеты, экскурсии – 106, Гостиницы – 367, питание – 220, накладные расходы (платные дороги, паром, такси) – 53, визы – 40, авиабилеты – 512.
Понятно, что не дешево, кто-то ездит в Турцию дешевле. Но такая задача и не ставилась. А по полученным впечатлениям эта сума перекрывается с лихвой. Подводя итоги в конце отпуска, мы просто не помнили начало. Не можем сказать, что отпуск пролетел незамеченным. Наоборот- столько всего было.

Из своего маршрута нет ничего, о чем бы мы пожалели или планировали, но не сделали. Сработано на 100%.

Так что – рекомендуем.

Архангельск 21 октября 2006г.