Москва - Петербург (август 2006)

В&M

3 августа

7.30 Ура! Поехали!
10.00 Конец Тверской области.
13.00 Пообедали под мостом через р. Вишера. «Добрая» продавщица воздушных змеев отправила нас в пионерский лагерь, под грибочки. Оттуда нас погнал сторож и запер за нами ворота. Под мостом проходит дорога (достаточно широкая). На ней мы и встали на обед. В дождь – самое то.
14.30 Въехали в Ленинградскую область. Уже практически на месте. И дождь, вроде, поменьше стал.
16.00 Доехали до Саблинских пещер и даже нашли место стоянки. По берегам реки Тосны относительно неплохо можно встать с палаткой. Мы стояли на левом берегу, слева от дороги (если смотреть от Ульяновки). Правда, съезд туда жуткий – по краю обвала. А направо - съезд есть, а дороги по берегу нет. Речка не глубокая. Если зайти на середину и присесть – можно искупаться.
Познакомились с Питерскими спелеологами. Прикольные ребята. Показали нам три пещеры, где мы полазили сами. Вечером (точнее ночью) они свели нас в Жемчужину. Впечатления человека, попавшего в пещеры второй раз (первый раз не помню): «Ползать на карачках по узким коридорам жутко неприятно, но оно того стоит. Это понимаешь, когда попадаешь в зал, видишь подземное озеро, слои на стенах». По песку ползать мягко, но когда попадается обвалившиеся куски бутового камня - коленкам ох как неприятно.

4 августа

11.40 Мы едем в Пушкин. Изморось и вообще погода противная. Дворец, как дворец. Парк, как парк. Нам понравился мост Большой каприз. Огромный, из больших камней, чем-то похож на дракона. Александровский парк спокойный и приятный. Интересно там просто гулять (особенно, когда кончился дождь и в животе уже лежит бутерброд).
Самое сильное впечатление этого дня – водопад на реке Тосна. Ниагара в миниатюре. Можно долго - долго смотреть на реку с водопадом и слушать этот шум. Ребята искупались, дети намокли.Рядом валяются осколки (очень большие) камней. Мы решили, что это был мост – очень похоже на кладку. Вот, наверное, было красиво – огромный каменный мост и водопад!
Здесь можно встать на ночевку, но мы решили покинуть мини-Ниагару и вернуться на вчерашнее место (привычнее и ближе к выезду, да и потише). Реку по водопаду можно перейти (ребенок перешел и был этим очень горд).

5 августа

10.35 Мы покинули берег реки Тосны с водопадом и пещерами и едем дальше. Дальше! На север!
14.00 Вернулись из крепости Орешек. Проезд на моторке до крепости 30 рублей с человека. Экскурсии строго по времени, что не очень хорошо. Нам пришлось целый час гулять в ожидании экскурсии, А потом бегом бежать на пристань, на катер. Лучше сначала экскурсия, а потом гулять (например, цитадель мы сами как-то не заметили).
Экскурсия классная. Экскурсовод хороший. И само место интересное. В настоящее время её восстанавливают и, возможно, когда-нибудь восстановят. А сейчас – крепостная стена, а внутри художественные развалины казарм с надписями «не входить, возможно обрушение». Но красиво! Мне очень понравился памятник защитникам крепости ВОВ.
Едем дальше, в Борисову Гриву, на дорогу жизни! Впрочем, по дороге жизни мы уже ехали в связке - столкнулись и пробили радиатор. Такая вот неприятность прямо на повороте. Километровые столбы с надписью «Дорога жизни» и вот оно – мечта – разорванное кольцо! Правда, я думала, что оно больше. Но я так сюда хотела! Дорога сворачивает прямо перед ним, а дальше – камыш, камыш, камыш! Трудно представить войну и ледовую дорогу.
18.00 Недалеко от разорванного кольца, на берегу Ладожского озера, мы остановились. Ребята уехали в город за запчастями, а у нас типа отдых – вынужденный и совсем не плановый. Дует ветер, светит солнышко, а впереди Ладога – камыш, камыш, камыш! Правда, местные ребята сказали, что если бы мы свернули вправо, то там песчаный пляж, и вода теплая, и три косы уходят в озеро.
21.00 Решили съездить к маяку на мыс Осиновец и в музей дороги жизни. Сам музей, конечно, закрыт, но по территории погулять нам разрешили (за полстоимости). Три корабля, самолет и орудия, орудия, орудия. Не очень понятно, зачем на такой маленькой территории столько лавочек. Озеро здесь совсем другое. Большой песчаный пляж. Камыша совсем нет. Только простор и вода до горизонта. Не сразу и поймешь, где заканчивается вода и начинается небо.

6 августа

5.00 Рассвет. Солнце встало из воды необычайно быстро и практически сразу стало тепло. Очень резкая смена температуры – ночью холодно и сыро, а днём жарко. Мне понравились чайки – они так разорались, стоило только солнышку показаться над горизонтом!
18.00 Пока ребята ездили за радиатором мы готовили обед и плющились на солнце.
Машину починили, поели и снова едем дальше. К Приозерску. Если в Заостровье свернуть налево и в первый поворот – направо, к берегу, - на мысу хорошие места стоянок. Сосновый бор, песочный пляж, огромные валуны и просторы Ладожского озера. Но это мы рассмотрим завтра, а сейчас уже темно и у нас еще ужин не готов.

7 августа

15.30 Жалко покидать такую красоту, но мы едем дальше.
По дороге влезли на горку. Внизу валуны и высохший мох. В этом году здесь был пожар – все в пепле. На самом склоне мох, где сухой, а где нет и кем-то натянута веревка с петлями – до самого верха. Дети лезли, держась за веревку, мы – нет, хотя склон достаточно крутой. А на верху – снова валуны. Большие и очень большие. Много брусники, но она вся сушеная и не вкусная.
Крепость Карелы. С экскурсией интересно – пускают в башню, где сидели в тюрьме жены и дети Пугачева и декабристы. А еще там есть большие ворота, оббитые кирасами – впечатление производят. Сама крепость маленькая, стены низенькие, засыпанные землей. Хотя экскурсовод сказала, что внутри находилось сто домов.
Меня поразила река Вокса – она оказывается в этом районе везде. И даже в Ладогу впадает в двух местах.
Ночевка на озере Глубокое – среди детских лагерей и домов отдыха. И даже берег не весь зарос тростником – проход есть.

8 августа

11.00 Мы едем в Выборг.
Сама крепость отличается от наших (Псков, Новгород и т.п.). Высокая – высокая башня в центре (хороший вид со смотровой площадки), а вокруг стены, стены, за стенами – снова стены (и не маленькие).
16.00 Покинули замок и куда-то едем (знать бы куда?). Парк Монрепо – и кто назвал это парком? Северный лес с небольшими вкраплениями цивилизации. Красота необыкновенная. Были на острове мертвых, правда, переходить туда пришлось вброд. Детям хорошо – они верхом ехали, а мы пешком по глинистому дну и вода чуть ниже пояса. А на острове – скалы и периодически попадаются ступеньки. Были и на острове любви, но туда уже добирались вплавь. Гладкий монолит камня – впечатляет.
Из парка дошли пешком до линии обороны Монергейма. Далеко, но дорога приятная – по лесу, среди огромных валунов. А потом вдруг среди этого леса явно рукотворные сооружения непонятного назначения. Жутко, когда представляешь, что у тебя под ногами бункер или что-то в этом роде. Стоит посмотреть железнодорожный мост. Он не большой, он – огромный!
21.15 Мы едем дальше. На Финский залив, на стоянку.

9 августа

14.30 Найденная в темноте стоянка нам не понравилась, и мы переехали дальше (ближе к Питеру), за мыс Флотский. Вид хороший, но у берега тина – гнилая, сухая и запах от этого совсем не приятный. На новом месте все тоже, но в меньших масштабах (не считая красивого вида на залив – он вне конкуренции по всему побережью).
16.00 Мы совершили вылазку в Приморск. Сам город – так себе. Местная достопримечательность – лютеранская кирха. Высокое здание из камня. Построена финнами и все, что было внутри, ими же и вывезено. Сейчас внутри какой-то клуб и краеведческий музей (плата – по принципу «кто сколько в коробочку положит»). Судя по фотографиям, внутри кирха была не хуже, чем снаружи. Большие витражи, орган. Рядом с кирхой пирс – не развалился до сих пор только по тому, что сделан из каменных глыб. Недалеко есть родник.

10 августа

18.20 Кронштадт. Маленький тихий город. В Морском соборе – музей. Много макетов кораблей. Сам собор внешне – огромный, но внутри не восстановленный, поэтому сложно представить его масштаб изнутри. Чем-то напоминает Храм Христа Спасителя в Москве.
К военным кораблям не пускают. Посмотрели их издалека, с набережной. Если ходить пешком по переулкам, создается ощущение, что находишься в промзоне. Народу мало и кругом старые здания с трубами. Длинная дорога по дамбе – вода, асфальт и кругом стройка. Остановились на одном из фортов (на самом деле он единственный на который есть съезд). Куча машин, люди купаются. Поужинали, полазили по развалинам. Впереди у нас марш-бросок по ночному Питеру. С дамбы красивый закат – солнце садится прямо в воду, а ночью видно огни Питера.

11 августа

00.30 Усталые и полусонные поехали смотреть, как разводят мосты. 3.00 Ночной город, разведенные мосты, баржи, много гуляющих людей – красиво. Но мы устали и едем дальше в поисках места ночевки (мы еще не знали, как это сложно – найти в темноте нужный поворот). Выехав по Пулковскому шоссе, на нужную нам трассу (на Иван-город) мы попали только после Гатчины, и то сделав по городу круг почета (это в четыре-то утра). В итоге между двумя деревнями, съехав с дороги в туман, мы остановились на ночь. Утром туман оказался скошенным полем. Позавтракав, но еще не совсем придя в себя, мы отправились в Копорье.
15.30 Крепость Копорье - небольшая, но очень милая. Вход платный, внутри можно лазить по стенам и башням, правда, не по всем – одна в аварийном состоянии, обтянута веревочкой и написано «проход закрыт».
18.00 В Иван-город мы проехали свободно (не смотря на то, что здесь пограничная зона). Крепость большая, стены высокие, а на другом берегу Эстония. Поискав место для ночевки на Нарвском водохранилище, решили ехать на реку Луга. Высокий берег реки, родник, судя по помойке – место посещаемое.

12 августа

13.25 Снова вернулись в Иван-город – посмотреть инсценировку сражения. Прикольно. Только мало их было – сражающихся.
Сейчас направляемся к дому. Маршрут пройден! Заехали в Гатчину – просто так по пути, город посмотреть.
22.00 Пытаемся найти место ночевки на озере Ильмень. Как объяснили местные, проехать можно - через деревню Глухомань, в деревню Чертовщина и там будет поворот на озеро.До Чертовщины мы доехали благо было сухо,дорог нет ,но озера там не нашли и местные отправили нас обратно.
24.00 в полной темноте подъехали к озеру.

13 августа

19.00 С разбитой фарой, проехав 2850 км., мы въехали в родную, уже немного позабытую Тверь. Путешествие окончилось!