Тверь - Осташков (июль 2006)

vs2tv

Поездку я планировал в Белозёрск и Кириллов и надеялся уговорить своих домашних, но когда пришло время голосовать, я остался в меньшинстве, поскольку собаке было всё равно куда ехать (лишь бы поехать куда-нибудь) и она воздержалась. Таким образом было решено ехать НЕ в Кириллов. А куда? Мой запасной вариант поездки во Псков так же был отвергнут. С поездкой на Вселуг не получалось из-за проблем с размещением. Супруге посоветовали Торопец. Дескать, там замечательный озёрный край и можно без труда найти место для стоянки-ночёвки. Я уже не успевал собрать достаточно информации и понадеялся сориентироваться на месте. Напрасно.

Выехали из Твери в воскресенье утром на Старицу по левому берегу Волги. Дорога вполне приличная, кроме маленького участка после Бродов. Она более медленная, чем основная трасса Тверь-Старица, проходящая по правому берегу, но мне она нравится больше.

Выехав на дорогу Старица-Торжок, повернули направо и, сделав небольшой крюк, заехали в село Красное, чтобы посмотреть на Преображенскую церковь. Действительно, весьма необычное архитектурное решение для православного храма. Двинулись на Старицу.

В Старице дорога сама нас привела к валу, на котором когда-то находился старицкий кремль. По каменистой дорожке заехали наверх к собору. Затем, уже пешком, поднялись на самый верх вала, откуда открывается замечательный вид на город, Успенский монастырь, мост через Волгу, а вниз по течению почти до Холохольни. Спустившись, осмотрели ближайшие белокаменные постройки. Сюда мы ещё не раз приедем и будем постепенно открывать для себя всё новые уголки этого старинного города.

От Старицы до Ржева отличная дорога, иногда омрачаемая забытыми ремонтниками знаками ограничения скорости. Ржев проезжаем не торопясь, но без остановки. Остановимся и посмотрим на обратной дороге. (Не вышло) Выезжаем на Рижскую трассу и направляемся в сторону Торопца. Колейность местами такая, что приходится напряжённо ловить машину, чтобы не быть выброшенным под колёса несущихся навстречу фур. А местами дорога очень даже ничего. Удобство её, безусловно, в том, что она проходит мимо населённых пунктов, и не нужно постоянно снижать скорость. Есть двухуровневые развязки. Мне показалось, что заправки ориентированы в-основном на дальнобойщиков. В районе Нелидово население промышляет придорожной торговлей охотничьими трофеями. Проезжая мимо прикрыли глаза собаке. Вот и нужный нам поворот. Вдоль дороги великолепный сосновый лес. Распогодилось. Мы в предвкушении встречи с Торопцем.

При въезде в город заправка. Интересуюсь у местного водителя качеством бензина. Он говорит, что постоянно здесь заправляется и претензий не имеет. С другой стороны, возможно, это единственная заправка на всю округу. Заливаю 30 л. Заглядываю в бак. То ли литры на этой заправке другие, то ли бак раздулся на солнце, но очевидно, что в баке ещё достаточно места для дополнительной порции бензина. Хочу долить до полного, но мои пассажиры этому противятся. Ну да ладно. Им же толкать, если бензин закончится. Едем дальше. Неподалёку видим газовую заправку. Ещё немного и мы у подножия древнего городища. Впечатляет. Оно возвышается над всей окружающей застройкой, и с него открывается чудесный вид на Кудинское озеро и город. Примечаем себе ориентиры для дальнейшего осмотра. Снова в машину. К центру. И тут засада. Дорога перекрыта, и нас отправляют в объезд. С другой стороны въезд в центр тоже закрыт. Оказывается, что мы прибыли на День города. Со всеми вытекающими последствиями в виде перекрытых для движения транспорта улиц, нагромождением торговых палаток, толпами народа (не всегда трезвого), взрывами петард (собака была не в восторге), закрытым музеем. В-общем, нам показалось, что для посещения Торопца день мы выбрали неудачно. Мы были чужими на этом празднике жизни. Побродив немного по городу и сделав несколько снимков достопримечательностей, вернулись к машине. У бойцов ДПС, перекрывших улицу, интересуюсь возможными вариантами ночёвки в палатке. Они советуют озеро Удьище близ дороги на Понизовье. От города примерно 8 км. Что-ж, едем туда. Проезжаем трассу биатлона со стрельбищем. Хороший асфальт. И вот среди деревьев замелькало зеркало озера.

Спрыгиваем с асфальта и спускаемся к воде. Озеро, действительно, живописное. Сосновый бор спускается прямо к воде. Едем вдоль берега. Что-то дорожка хорошо наезжена. Останавливаемся возле места с кострищем и удобным входом в воду. Проводим пешую разведку местности. Сосновый лес за пригорком сильно пострадал от недавних пожаров и не выгорел полностью благодаря множеству изрезавших его свежих противопожарных рвов. Запах смолы изрядно приправлен запахом гари. Энтузиазма это не добавляет. Вдоль берега обнаружилось ещё несколько стоянок с обитателями, в том числе и нетрезвыми. Энтузиазма ещё меньше. Короче, посовещавшись и оценив температуру воды, которая, сказать по правде, не обжигала, решили поискать для ночёвки другое место, придерживаясь общего направления на Андреаполь. Для этого мы вернулись в Торопец и, вновь узнав дорогу у бойцов ДПС, выехали в сторону Колдино-Новотроицкое-Василево. Асфальт быстро закончился и дорога превратилась в грейдер. Подходящие для ночёвки места всё не попадались, и мы продолжали пылить вперёд, наблюдая окрестную природу. Понравились места в окрестности Жельно. На подъезде к нему дорога проходит по узкому перешейку между озёр Жельно и Ладомиро, на котором находится разрушенный погост, пересекает Торопу, которая затем так и остаётся неподалёку по правую руку, а слева открывается озеро Боровно. Возможно, нам стоило где-то там поискать место для ночлега, но мы движемся дальше. Очередную попытку встать на привал делаем на озере Струдно, но оно нас не устраивает. Большинство озёр имеет низкие, заросшие травой берега, а мы ищем нечто иное. Предложение заночевать на озере Бросно и на себе проверить рассказы о Бросненском чудовище резко отвергается женской частью экипажа. Так за рассуждениями подкатываем к табличке «Режимная зона». Да, действительно, зона. Со всеми атрибутами, включая вышки с караульными. Зато потом начинается асфальт. После 70 с хвостиком километров грейдера это уже кажется фантастикой. Вокруг замечательный сосновый лес. Экипаж жаждет встать в нём на ночёвку, но теперь у меня сомнения. А хорошо ли охраняется та зона, мимо которой мы только что проехали? Да вот уже и Андреаполь! Никакие достопримечательности мне тут не ведомы, так что проезжаем город и поворачиваем в сторону Пено, надеясь всё же встать на ночёвку на озере Охват. На выезде доливаю бензин до полного бака. Дорога отличная.

Проехав очередной железнодорожный переезд вкатываемся в лесной массив. И вот уже мы на мосту через Охват. В лучах заходящего солнца озеро, окружённое лесом смотрится великолепно. Достойное место для рождения Западной Двины. За мостом асфальт пересекает просёлок, на который мы и поворачиваем, направляясь в сторону Волкоты. Дорога узкая, зажатая деревьями. Кое-как разъезжаемся со встречной Волгой. Наконец видим ответвление в сторону озера, обозначенное обрывками ткани или плёнки. По нему скатываемся на обжитую стоянку. Есть лавки, хороший вход в воду, перекладины для тента. Кострище залито недавно. Видно, «волгарь» отсюда уезжал. Привязываем собаку, т.к., при всей её воспитанности, она за время поездки изрядно проголодалась и готова подобрать всякие «вкусности», которых, видимо, здесь найдётся немало. Собака высказывает все свои мысли по этому поводу. (Может быть и хорошо, что мы не понимаем собачий язык) Готовим еду себе и собаке. Собака заканчивает первой. Теперь ей можно дать волю. Она не прочь теперь разделить нашу трапезу. У нас процес идёт медленнее, т.к. мы атакованы кровососами. И тут женская половина экипажа высказывает сомнение в целесообразности ночёвки в этом месте. Я пытаюсь привести разумные, с моей точки зрения, доводы в пользу этой стоянки. Доказываю, что в палатке комаров не будет, и что солнце уже практически скрылось за деревьями и больше нет времени искать другое место. Ни что не помогает. И я соглашаюсь продолжить путь. (А стоило, наверно, спустить колесо).

Вновь возвращаемся на асфальт и направляемся в сторону Пено, которое проезжаем уже в сумерках. Добраться до Осташкова, как говорится, было делом техники. Техника на высоте. А вот погода что-то ухудшается. Начинает накрапывать дождик. Правда, бысто заканчивается. В Осташкове, уже в темноте, выезжаем на берег Селигера возле Речного вокзала. Мало, что удаётся рассмотреть. И тут от наших дам поступает предложение ехать домой. Я по этому поводу особенного энтузиазма не испытываю, т. к. рулить в темноте после того, что уже пройдено ещё часа три. К тому же у меня созрел план посещения Верхневолжского Бейшлота, Оковецкого ключа и верхневолжских перекатов. На выезде из города на мосту бросаем взгляд на озеро. Вдали виднеется подсвеченная электричеством Нилова Столобенская пустынь. Надеясь на лучшее, поворачиваю в сторону Селижарово. И снова мы на мосту через Селижаровский плёс Селигера. Останавливаюсь и минуту наблюдаю окрестности, теряющиеся в темноте. Нет, на фоне бледно-чёрного неба ещё можно что-то разглядеть. Слева по ходу церковь. Достаю атлас и пытаюсь понять, где же мы сегодня заночуем. Помнится, сплавляясь по Селижаровке на байдарке, останавливались мы возле какого-то деревянного мостика. Наверно, к этому мостику должна вести дорога. Вот только как в темноте попасть на эту дорогу? Вперёд! Проезжаем поворот на Котицы. Нет. Не разглядеть мне в темноте заветную дорожку... Доезжаем до Зехново. Первая дорога налево – неудача, впереди скотный двор. Возвращаемся, при свете фонаря сверяюсь с картой. Сворачиваем на втором повороте. Сначала упёрлись в забор МТС, но, объехав его, попали на полевую дорогу, по которой и двинулись дальше. Дорога узкая, но подсыпанная и не особо разбитая. По-тихоньку проехали две спящие деревни и... дорога закончилась. Вернее, дальше она была уж совсем какой-то лесной. Немного пройдя вперёд с фонарём и с собакой и обнаружив на опушке леса раскисший участок, из-за которого на меня смотрели, отражая свет фонаря, чьи-то глаза, я вернулся к машине и объявил, что это и есть место нашего ночлега. Скосив по кругу траву, поставили палатку. Когда я предложил дамам перебираться в неё, они наотрез отказались, решив заночевать в авто, и к тому же «обрадовали» меня сообщением о поднявшейся у младшей температурой. Ну, короче, как-то переночевали...

С восходом засобирались домой. Я уже не возражал, раз уж температура. Но была у меня маленькая надежда на то, что мы всё-же заедем в Оковцы. В Селижарово останавливаюсь перед поворотом и робко интересуюсь, не укрепилось ли ещё здоровье? На что получаю директиву о необходимости спешно следовать домой. Что ж, значит в этот раз – не судьба. Выезжаю в сторону Ржева. Дорога хорошая. (У меня сложилось мнение, что из Москвы оптимальный маршрут к Селигеру именно по этой дороге, т.е. Ново-Рижское шоссе-Ржев-Селижарово-Осташков) Без остановок к 10 часам добрались до Твери. Температура держалась ещё 2 дня. Не очень высокая. Но осадок остался. Решено было эту поездку не засчитывать и поехать снова, только теперь сразу ориентироваться на однодневку.

ИТОГО:
Автомобиль: ВАЗ-21213 "НИВА"
Экипаж: 2(взрослые)+2(дети)+1(собака)
Заняло времени: около суток.