Москва - Сочи (июль 2005)

IrisA

Москва – М4 – Черное море – Сочи – Адыгея – М4 – Р194 – А144 – М2 - Москва
02.07.2006 – 15.07.2006

Отпуск в этом году никак не складывался: загранпаспорта были не готовы, с Украиной конфликты, Карелия пугала комарами и мошкой. А жаль: все три маршрута были тщательно разработаны. Решили съездить опять (четвертый раз) на российское побережье Азовского и Черного морей.

Отдыхаем мы в палатке в автокемпингах. Кемпинговое оборудование у нас уже есть, остальная подготовка заключалась в покупке небольшого количества продуктов быстрого приготовления, одноразовой посуды и бензина для Ренуси. Ренуся (Рено Сценик) в марте этого года заменила Марусю, ВАЗ-21099. И теперь вся подготовка к поездке значительно упростилась – просто залили полный бак 95-го. Ренуся – однообъемник: автобусная посадка, высокий и широкий салон, отсутствие туннеля на полу между задними сиденьями, большой прямоугольный багажник и множество ящичков специально созданы для дальних поездок.

Отправились в этом году рано, в 4 утра воскресенья дороги почти пустые и ехать одно удовольствие. За два часа почти 200 км по М4. Эта трасса достаточно хорошо изучена путешественниками, поэтому скажу только одно: Липецкая область, мост перед Становым (из Москвы) – жуткая колейность, куски асфальта выпирают высоко вверх, почти сорвали нам выхлопную систему. Перед мостом знак ограничения скорости 50, чтобы выбрать безопасную траекторию движения автомобилям с небольшим клиренсом нужно даже еще уменьшить скорость. По старой памяти (Маруся ездила и на газу) посматривали цены на газ: самая низкая 6.80 в Тульской области, ближе к Воронежу 8.30, лидерство держит заправка на выезде из Курска в сторону Москвы – 9.50.

На М4 ГИБДД баловством – измерением скорости – почти не занимаются: нарисовали сплошных линий (кое-где видно, что раньше была пунктирная) и стоят себе буквально на каждом подъеме на двухполоске. И если я говорю: на каждом, можете мне поверить – действительно на каждом!

За Воронежем решили ехать по параллельной М4 трассе Р194 – она нам приглянулась еще в прошлом году. Спокойная почти пустая дорога, только предварительно нужно заправиться, с бензином там не очень хорошо. С М4 въезжаешь в Воронеж, в городе первый поворот направо, на улицу Антонова-Овсеенко, она приведет к А144, а с нее к Р194. Только очень уж разбитая улица – яма на яме. С трассы Р194 достроили дорогу к Дивногорью, повесили на повороте указатель, на карте это следующий поворот налево после деревни Щербаково. В Кантемировке повернули налево, к Богучару, там опять вышли на М4.

Мы собирались сначала в кемпинг на Азовском море, между станицами Голубицкая и Пересыпь, поэтому у Бурхановки, почти на границе Ростовской области и Краснодарского края, свернули с М4 направо, поехали по станицам. Эта дорога почти до Кугея год от года становится все хуже и хуже – появляются новые ямы, а вот заплаток новых не видно. Заночевали в посадке недалеко от станицы Калиновка.

Утром стало очевидно, что ветер, который бушевал и в Москве, ничуть не утих, и мы стали серьезно опасаться, что он нам помешает. Так и получилось: на побережье дул такой ветер, что мы с трудом перекусили, спрятавшись за машиной от ветра, дувшего с моря с такой силой, что трудно было открыть дверцу машины. Содержимое мусорных контейнеров носилось по опустевшей территории кемпинга, персонала, взимающего деньги за стоянку, не было видно, море обрушивало грязные волны на берег. Все это в совокупности заставило нас удрать оттуда как можно быстрее.

Решили ехать в Благовещенку – там хоть ветер будет не с моря. Ветер действительно был с побережья, при ослепительно синем небе днем и южно-звездном ночью, море было спокойным и холодным. Народ из кемпинга, который находится в самом конце Благовещенки, разбежался, осталось только несколько машин. Кемпинг нас не порадовал: на 1,5 км 2 туалета типа сортир, никакой инфраструктуры, дорога песчаная – при нас машина зарылась в него по заднюю ось, мы ее вытягивали. А цены на все это довольно приличные: 80 рублей с машины, плюс 10 с человека, да 10 с палатки. В общем, утром собрали палатки, загрузили машину, и тут выяснилось, что мы не все добрые слова вспомнили у моста перед Становым: разошлось соединение резонатора и выхлопной трубы. Один дядечка помог нам его прикрепить, и мы двинулись в сторону «Орленка».

По пути пофотографировались за Новороссийском на специальных видовых площадках. Серпантины после Новороссийска уже не произвели на нас такого впечатления как в первый раз. Заехали погулять в Геленджик. Отдыхающих было маловато, да и сам город как-то изменился в худшую сторону. И следа не осталось от прежнего восхищения набережной и чистотой города. Даже набережная показалась короче, чем раньше.

Разочарованные, отправились в привычный автокемпинг «Радужный» на территории детского лагеря «Орленок». В начале шестого вечера 4 июля добрались, наконец, до кемпинга. Вот отличный пример того, что люди не только берут деньги (по 70 рублей с человека в сутки, за полсуток 35), но и постоянно вкладывают их в бизнес: в этом году поставили на душах солнечные батареи. И хотя нам не очень нравятся шум и суета «Радужного», развитая инфраструктура заставляет смириться с ними. Большой отличный песчаный пляж (терпеть не могу камни), огромная территория, магазины и палаточки, кафе и шашлычные, дискотеки, водные развлечения, души и туалеты, кабинки для переодевания, мусор вывозят 3 раза в день, ежедневно опорожняют септик.

Там и прожили мы 10 дней. Готовили на газовой плите с 5-литровым баллоном, за фруктами-овощами, мясом ездили на рынок в Новомихайловский – в центре, после того, как проедешь с левой стороны Магнит (кстати, вино было в бутылках только там, дешевое и неплохое, на рынке – самодельное), слева же, не доезжая светофора, будет парковка, напротив, справа от трассы, – проход на рынок, там палатка с мясом (150-170 руб. за 1 кг парной свинины). Продавец очень услужлив, не то, что на втором рынке, когда подсовывают куски мяса с суставами, уверяя, что костей нет.

Но погода в этом году нас не радовала. Через пару дней начался ливень, который с небольшими промежутками длился почти 2 дня. В этом году мы захватили с собой приятеля дочери, поэтому стояли двумя палатками. Над палатками был натянут наш большой (24 кв. м.) тент. Встали мы довольно удачно: хотя не удалось привязать тент так, чтобы вся вода сливалась сама, поэтому приходилось периодически ее выливать, место стоянки у нас было сухим. Ливень подтопил палатки, которые стояли в низине или находились на пути движения потоков воды, сливавшихся в речушку на территории кемпинга. Но море было теплым, была небольшая волна, и мы с удовольствием купались под дождем. Температура воды и воздуха сравнялись и ощущения были самыми комфортными.

Наконец-то выглянуло солнце, мы высушили все, что промокло, загорели и успели устать от пляжного отдыха. 12 июля мы отправились в Сочи. Я давно запланировала эту поездку, но никак не получалось. На машине ехать по серпантинам не хотелось, поэтому выбрали электричку. Хотя было тепло, но пасмурно, что позволило нам путешествовать с большим комфортом. Убрав все ценные вещи в машину, мы остальное забросали в палатки, закрыли их, и поехали в Туапсе. По объездной добравшись до железнодорожного вокзала (предварительно мы провели разведку: проехали по городу по карте до вокзала, узнали расписание электричек), оставили машину за 40 рублей на платной парковке прямо рядом с вокзалом, слева от кольцевого движения. Движение по Туапсе нам совсем не понравилось: дороги узкие, извилистые, то вверх, то вниз, никто не мигает о повороте. Короче, по объездной добраться до вокзала гораздо проще. Электричка отправляется из Туапсе в 8.00 (народу было не очень много), билет стоит 43,50 руб., детский в 2 раза дешевле. Дорога на электричке занимает почти 3 часа туда и 2,5 обратно. Обратно мы выбрали электричку отправлением 16.45, пришли за 40 минут и заняли место, иначе пришлось бы ехать стоя.

В середине пути в электричку подсаживаются энергичные экскурсоводы, предлагающие услуги своих агентств по туризму. Ознакомительная поездка по Сочи стоит 100 рублей, занимает 2 часа. Можно комбинировать с поездкой на гору Ахун и на другие маршруты. Прямо на перроне формируются группы, их проводят в автобусы и везут, высадить могут у Дендрария. Только вот на посещение туалета и перекуса времени почти нет: электричка прибывает в Сочи в 10.54, а экскурсия начинается в 11.15.

Но мы запланировали только посещение Дендрария и прогулку по набережной. До него можно доехать на маршрутках №№ 3, 23, 83, 86, 95, 124, 143. Стоимость вроде бы 9 рублей. Но мы сели на 124-ю, нам почему-то объявили, что поездка до Дендрария стоит 20 рублей. Из центра города по Курортному проспекту можно подъехать к Дендрарию только на общественном транспорте, для остальных весит «кирпич». Хотелось прокатиться на канатке – стоит 210 рублей с человека, два маршрута. А вход в Дендрарий стоит 105 рублей, туда включена страховка. И дают план-карту. Про Дендрарий много информации. Коротко скажу, что нас удивило большое количество различных видов пальм. И нам понравилась поляна гномов. А вот магнолии только зацвели, цветов было еще маловато. Осмотрев верхний парк снизу вверх, а потом сверху вниз, мы по подземному переходу перешли по этим же билетам в нижний парк. Он намного меньше и не производит такого впечатления. В морской аквариум мы не пошли, хотя, наверное, и стоило бы. Выход через Южные ворота на Сухумское шоссе закрыт, поэтому мы вышли обратно на Курортный проспект и пошли на набережную.

Мы ожидали, что набережная самого известного курорта на Черном море поразит нас. И она действительно поразила: ценами. Набережная узенькая, пляжи тоже совсем небольшие, даже не галечные, а каменные (кое-где камни довольно большие, с голову). Множество магазинов, кафе, ресторанов, есть аквапарк. Мы свернули в центр у красивого здания Морвокзала, миновали Мак-Дональдс, гостиницу «Россия», и двинулись к железнодорожному вокзалу. Воздух нагрелся, стало душно. Обратно в электричке было не очень комфортно.

Вообще нас неприятно поразило побережье от Туапсе до Сочи: пляжи узкие и местами довольно грязные, железнодорожные пути проходят чуть ли не по линии прибоя, тут же сдаются випаппартаменты – окнами на железную дорогу. Много диких кемпингов с палатками. Забавно наблюдать из окна электрички за нудистами на пляжах… Единственное место, которое нам приглянулось, насколько это возможно из окна электрички, это Лазаревское – большой населенный пункт, развитая инфраструктура и какая-то приятная атмосфера.

В 19.10 электричка прибыла в Туапсе, и уже через 7 минут мы отправились в лагерь, к своим палаткам. По дороге загрузились в «Магните» (это сеть супермаркетов, очень развитая в Краснодарье) вином, и в 20.00 были уже в «Радужном». Продавщица из соседнего кафе доброжелательно сказала, что они присматривали за нашими палатками, все было хорошо.

Домой мы собирались выехать 14 июля, в пятницу. После 10 июля количество отдыхающих в «Радужном» значительно увеличивается, и там становится не так комфортно. Но у меня остался еще один подготовленный, но не пройденный маршрут: Адыгея. Я давно хотела посмотреть ее достопримечательности, поэтому было решено уделить часть первого дня обратного пути для осмотра Адыгеи. Мы отправились в 6 утра через Джубгу. В Горячем Ключе свернули на Майкоп. Дорога до Кутаиса довольно хорошая, зато потом, от Кутаиса до Хадыженска дорога петляет по горам, часть полосы может быть смыта водой, часто встречаются ямы. При этом на остановках стоят люди, дожидаются автобуса. Домишки покосившиеся и жалкие. Едем и думаем: «чем тут люди живут?!» До Майкопа добрались без проблем. Кто-то особенно не рекомендовал заправляться в Адыгее, поэтому мы заправились на «Роснефти» около поселка Агой на Черном море, не доезжая до Туапсе, по самой низкой цене 17 рублей за литр 95-го бензина. При подъезде к Майкопу можно свернуть после пересечения реки Курджипс направо, по указателю на Курджипскую, далее в Садовом на Хаджох (Каменномостский). Но мы проскочили, потому что ожидали указатель на Садовый, а его не было, только на Курджипскую и Дагестанскую. Мы проехали через Майкоп.

В планах было посещение Хаджохской теснины, водопадов на ручье Руфабго, Азишской пещеры. Хаджохская теснина хорошо обозначена, находится справа по движению, почти в конце Хаджоха. Есть бесплатная парковка и туалет за 3 рубля (муж сказал, что забавный). Вход стоит 60 рублей с человека. На территории есть кафе, детская площадка, цветы, все огорожено, устроены смотровые площадки. Было очень интересно на металлическом решетчатом мостике стоять над ревущим потоком, много красивых ракурсов для фотографии. Внизу есть стильный ресторан – в гроте, с паутиной, столики есть на возвышении в небольшом гроте.

После выезда из Хаджоха совсем рядом, слева, есть стоянка первобытного человека. Сначала мы ее не заметили, а обратно она была уже закрыта. Далее, опять слева, выстроены какие-то башни, и написано, что предоставляются услуги – скалолазание что ли… Но никого не было, хотя было бы забавно полазить. Казачий камень, лежащий посредине дороги нас не очень поразил, да и скала «Пронеси, Господи!» тоже не очень. Хотя, наверное, когда оттуда отрываются камни и летят на дорогу, это впечатляет.

Через пару километров водопады на ручье Руфабго. По указателю спускаешься вниз, там есть платная парковка – 30 рублей. Вход стоит 70 рублей с человека, 20 рублей карта. Надо сказать, что водопады доставили большое удовольствие, в основном чисто мышечное. Водопады сами по себе довольно обычные для этих мест – небольшие. Но нам очень понравилось там самостоятельно лазить по камням, деревьям. Когда мы дошли до верхнего водопада, я поняла, что спускаться этой же дорогой (а группы спускаются так) мне будет трудновато. Поэтому мы решили, что пойдем дальше по кольцу. Тропа хорошо маркирована, заблудиться невозможно. Дальнейший подъем оказался очень крутым, но виды с самого хребта Азиш-тау того стоили. Спуск был не менее крутым, но с ним я справилась лучше. Если захотите посетить водопады, позаботьтесь об удобной обуви – кроссовках. Мы видели как женщина в шлепках повредила себе ногу. Я очень бы задумалась брать ли на водопады детей младшего возраста – нашим по 16, и они были очень утомлены. Вернувшись ко входу, мы набросились на напитки. Очень неплохие напитки из сушеной груши-дички, из яблока, и еще какие-то были в кафешке на территории водопадов – 5 литров за 100-120 рублей. Мы потом пожалели, что не взяли 5-литровую канистру, а только выпили по два стакана.

По плану была еще Азишская пещера. Не доезжая Даховской по указателю свернули направо к пещере. По дороге есть видовая площадка слева по ходу, там деревья с повязанными на них тряпочками. Вид потрясающий на долину и гору Гут. Около пещеры есть кафе, там можно купить водички, мед. Мы приехали в 16.40, успели с последней экскурсией. Я сделала шагов 30 по направлению к пещере и поняла, что уже не дойду до нее, мои ходили без меня. К пещере можно подъехать поближе, свернув налево у указателя. Вход 80 рублей, плюс 20 рублей съемка. Уходя к пещере, дети бросали на меня затравленные взгляды, ярко свидетельствующие о крайней степени усталости. Вернулись, однако, они через 50 минут бодрыми и веселыми, взахлеб рассказывая об увиденном. Всем очень понравилась пещера со сталактитами и сталагмитами в виде явно выраженных фигур. Длина пещеры 220 метров, высота самого высокого зала 37 метров.

Пора было трогаться в сторону Москвы. Стартовали в 18.00, в десятом часу остановились в Краснодарском крае, выехав за пределы Адыгеи через Майкоп и Усть-Лабинск. Ночевали в посадке недалеко от Выселок. Только поужинали, поставили палатки, залезли внутрь, как заморосил дождь. В 6 утра все было мокрым, напоив водителя крепким кофе из термоса, загрузив палатки и детей в машину, в 7 утра отправились домой.

Мы еще не знали, что путь домой займет почти сутки. М4 была просто невыносима – фуры, обгоны, за 4,5 часа еле преодолели 300 км, опять у Богучар свернули налево, решили доехать по А144 до Курска, а там выскочить на М2. Около Россоши заправились на «Юкосе» по самой высокой цене – 19.10, правда, была суббота, а по выходным там скидка 50 копеек на литр. А144 была довольно пуста, хотя качество ее оставляет желать лучшего – заплатки, колейность. К 9 вечера были в Курске. Дорога по Курску привычна – третий раз ездим. Сейчас на Перекальского появился указатель на Москву, через трамвайные пути, минуя центр.

М2 в Курской и Орловской области не очень хороша, в каждом населенном пункте стояли даже ночью дпсники, мерили скорость, секли сплошную. Очень ярко сказывалась усталость, даже у меня занемела левая рука без опоры, ноги затекли. Водитель попробовал Ред Булл, который окрыляет, и он его действительно окрылил – глаза открылись, появилось второе дыхание. Быстро стемнело, встречные меньше чем на ВАЗ-99, слепили глаза. Машин было мало, фур почти не было совсем, но скорость все равно порою падала до 70 км в час из-за темноты и усталости. М2 в Тульской области похожа на стиральную доску – из-за плит под ней. Мы даже остановились проверить, не пробили ли мы колесо – так неровно двигалась и постукивала на стыках плит Ренуся.

Домой в Зеленоград мы приехали через 23 часа после выезда с места ночевки в Краснодарском крае, проделав более 1600 км. Всего добавилось на одометре 4250 км. Потрачено денег на 95-й бензин 6100, за проживание 2800 на четверых. Остальное экскурсии и питание, фрукты домой.