С.-Петербург - Изборск (июнь 2006)

Мария

В конце мая этого года мы ездили в Порхов через Новгород, и возвращались в Питер по Киевскому шоссе. По дороге мы осматривали достопримечательности. Вернувшись домой, мы были в диком восторге от поездки, и поэтому решили повторить автопутешествие. Естественно, по другому маршруту.

Собирались выезжать из Питера в 6 утра 10 июня, но, к сожалению, не удалось накануне отвезти детей к бабушке, поэтому потеряли пол дня. Около двух часов мы выехали из Приморского района, в Московском – попали в жуткую пробку, которая длилась до самых Пулковских высот, на этом участке пути потеряли уйму времени.

В пол пятого остановились в Выре, рядом с трактиром «у Самсона Вырина» - но перекусить там не удалось, 10 июня – день памяти Пушкина, в местном музее - «Дом станционного смотрителя», была какая-то программа, и кафе было закрыто на обслуживание. Мы двинулись дальше, доехали до Рождествено, поели в кафе «Кружевница». Обед на двоих обошелся в 180 руб. – еда не особо вкусная, но выбирать не приходилось.

После Луги свернули к месту, где находится Череменецкий монастырь. Монастырь был основан примерно в 15 веке в очень красивом и живописном месте на полуострове в Череменецком озере. Особо богатым и знаменитым этот монастырь никогда не был, после революции он был закрыт, там хозяйничай колхоз, постройки разобрали местные жители. Сейчас на острове руины от храма и прочих исторических построек, и современные постройки, поскольку монастырь действующий. Мы не пожалели что туда завернули - природа дивная, поют соловьи, трудятся в улеях пчелы, тихо, спокойно, красиво.

В Псков приехали почти в девять вечера, погуляли по Кремлю, и хотя в Пскове я уже была (в Печорах и Изборске тоже) и по кремлю гуляла – впечатления остались сильные. Во-первых, потому что в прошлый раз я была весной, и пейзаж был другой, во-вторых, как оказалось, я вообще мало, что помнила с прошлого раза. Погода была чудесная, купола Софийского собора блестели на солнце, огромное количество людей шло с вечерней службы (Троица), звонили колокола. А чуть позже народ рассеялся, остались только редкие туристы (основной поток прошел утром), поэтому удалось сделать много видовых фотографий без чужих тел в кадре.

Дальше мы побрели на поиски кафе, было начало одиннадцатого и кое-какие заведения уже закрылись. Выбрали кафе «Снежинка», на одной из центральных улиц. Наше внимание привлекли красиво оформленные выносные столики. Мы пошли внутрь. Заказ сделали не сразу, а зря. (Тут нужно сказать, что вообще-то мы путешествовали не одни, с нами должен был быть друг с его девушкой, но они почему-то застряли в Питере и вот-вот должны были к нам присоединиться). Когда, наконец, друзья до нас доехали - официантку было не дождаться – народу было относительно много, официанток всего две - явно не хватало. Еда оказалась не вкусной (в частности картошка для гарнира была сварена сильно накануне и разогревалась в микроволновке, я так даже дома не делаю; а десерт «Тирамиссу» был сделан из готовых шоколадных коржей и промазан сметанным кремом). Всех блюд ждать приходилось долго, новые блюда несли, не убрав грязную посуду. Ужин на четверых обошелся в 1400 руб. (оценка заведению – 3-,в счете была приписка – «заранее благодарны за оставленные чаевые», мы всегда оставляем чаевые, но тут не очень хотелось….).

Сам Псков мне понравился значительно больше, чем в прошлый раз – трудно объяснить почему, за эти годы он осовременился, появились яркие витрины магазинов – в Питере в то время это было уже по всюду, а Псков был сероват. А сейчас я бы даже согласилась бы там пожить, где-нибудь в центре. Там можно классно детей выгуливать в Кремле.

К месту ночлега, в коттеджный поселок «Лукоморье», на побережье Псковского озера, мы выехали, когда совсем уже стемнело, приехали за полночь. Нам достался двухкомнатный люкс (спальня+гостиная). Внутри чисто, мебель современная, хороший ремонт. Номер нам сдали на четверых, дополнительные подушки и постельное белье с полотенцами выдали, за завтрак пришлось доплатить за двух человек. (Стоимость люкса + завтрак на двоих – 2500, доп. завтрак – 100 руб. на человека).

Мы с мужем проснулись в 8:30 – погуляли по территории, полюбовались на озеро, покатались на качелях-скамейках. Это место мне сильно напомнило пионерлагерь «Василек» под г. Полтава, в котором мне довелось прожить целую смену в далеком 1986 году. Я в него влюбилась с первого взгляда как и в тот лагерь: маленькие домики, лес… Только «Василек» я потом сильно возненавидела за бесконечную уборку шишек на территории (это в сосновом-то лесу!!!! Не игр, не «пионерского костра» ни чего не помню – только шишки…), а в «Лукоморье» я была в качестве клиента – так что расставалась с этим местом на высокой волне. (Оценка «Лукоморью» - 4+). Вообще местечко предназначено для – любителей культурных ценностей, почти весь поселок был заполнен организованными Московскими туристами, ворчавшими по поводу несвоевременности завтрака.

Позавтракав, мы двинулись в путь (наши попутчики спали еще беспробудным сном и воссоединились мы с ними только в месте нашего следующего ночлега). До Печор доехали быстро. Припарковались рядом с торговыми рядами, недалеко от монастыря. В ближайшем магазине прикупили мне платок. Потом меня потянуло на сувениры, и я купила трех ежиков (мы их собираем), а вообще сувениры меня разочаровали – во всех местах все одно и то же, только надписи разные, а хотелось чего-то самобытного. Так как мы приехали в монастырь рано – мне досталась приличная юбка (Юбки там выдает монах на входе, когда мы были в Печорах пять лет назад – мне пришлось ждать, пока освободится юбка, а в этот раз я могла даже выбирать). Поразили иностранки, которые дисциплинированно вылазили из автобусов, в собственных юбках, одетых поверх брюк, и в платочках на головах, видимо в описании туров у них значится, что необходимы эти атрибуты. Еще посмешили русские девушки, которые предусмотрительно пришли в монастырь в юбках, но на шпильках и потом очень смешно балансировали, спускаясь на разезжаюшихся шатких ножках по наклонной булыжной мостовой. Нет, все-таки ECCO – это обувь для жизни, ну или кроссовки/балетки какие-нибудь…

Единственное яркое воспоминание из моей прошлой поездки в Печоры – это фреска в одном из храмов, на которой изображен змей-искуситель. Фреску мы эту нашли – выглядит она иначе, чем отпечаталось в памяти – но суть я уловила правильно?. Еще в этот раз мы умудрились попасть в пещеры, пристроившись к тургруппе. В пещерах холодно, темно и страшно. Монах-экскурсовод попался забавный, показывая место захоронения огромного числа монахов сказал примерно следующее: «здесь покоятся тысячи монахов (гробы стоят в нище, не закопанные), но нет смрадного запаха разлагающейся плоти, такого как у мирских…..» и прибавил «ну то есть вас», после этого весело похихикал. А на самом входе в пещеру, когда объяснял, что нужно на входе взять две свечки и за них положить денежку – пояснил просто «на содержание монастыря и меня в том числе» и тоже похихикал. Но конечно в пещеры идти стоило - ощущения как после катания на замысловатом аттракционе.

Погода в этот день была отличнейшая, очень солнечная, поэтому монастырь выглядел особенно красивым, очень ухоженное место, много цветочных клумб. Туристов тоже много, но если приехать пораньше (в 9-10 часов, до того как заявятся туристические группы) – то все можно посмотреть без толкатни.

Дальше мы хотели заехать в деревню Малы, в которой живет народность Сето (от названия этой народности произошло слово сетовать), в деревне есть музей, церковь. Но, как оказалось, мы пропустили нужный поворот, а возвращаться не захотели.

В Изборске меня снова потянуло к сувенирным лоткам – там я приобрела себе варежки с узором народности Сето (надеюсь, что это действительно сетовский узор).

В Изборской крепости отремонтировали одну из башен - Луковичную, на нее теперь можно подниматься, сверху очень красивый вид. Вход на башню – 20 руб. с человека. А в других, разрушенных башнях, в отверстиях от сгнивших деревянных перекрытий – живут грачи, причем очень много.

Погуляв по крепости, пошли к Словенским ключам, ну естественно, мы не запаслись заранее бутылочкой, поэтому вылили Акваминерале. Вообще-то на дороге к словенским ключам – тоже множество сувенирных палаток, и там продаются керамические сосуды с надписями, но мы решили больше не разоряться. Ключей - двенадцать, но некоторые из них совсем малюсенькие, некоторые побольше, в результате если считать абсолютно все струйки – то можно насчитать больше двенадцати. Вода в ключах считается чудодейственной, каждый ключ «ответственен» за разное, один за любовь, другой за здоровье, третий за богатство и т.д. Я, чтобы не ошибиться, прыгая по камням с бутылочкой, отпила из каждого ключа, так что в скором времени мне суждено стать совершенством ?. А муж, по примеру двух дядечек, заявившихся с пяти-литровыми канистрами, даже слегка поплескался в одном из ключей. Ключевая вода, естественно, очень холодная.

Дальше нам надо было ехать в сторону Гдова, через Псков, в Пскове мы собирались пообедать, но опасались опять найти что-то неподходящее. Еще накануне мы заприметили плакат «Впервые в Пскове японская кухня» и, рассудив, что японскую кухню испортить сложно – решили ехать туда. Но заприметили другой плакат - «Ресторан «Старый Таллин», и свернули глянуть что там такое. Ресторан находится на Рижском пр. 54, с дороги его не видно, он в подвальчике. Внутри – стильно. Обслуживание шикарное – без задержек, персонала достаточно. Цены, учитывая что это ресторан, порадовали (обед на двоих у нас обошелся в 750 руб. с чаевыми). Порции большие – салат + суп – и второе не нужно, десерт утрамбовывался с трудом. (Оценка заведению – 5+).

Из Пскова мы выехали по трассе Р60. Если выезжать из Пскова по этой трассе, то еще очень долго в зеркало заднего вида будут видны купола Софийского собора в кремле. На одном из столбов заприметили аиста, копошащегося в своем гнезде – остановились его заснять (а всего мы видели три гнезда и еще одного летящего аиста). В деревне Елизарово заехали в действующий Спасо-Елизаровский монастырь. Церковь была закрыта, мы походили по территории.

В пять вечера мы приехали в старинный город Гдов – ровестник Изборска. Знаменитая гдовская крепость пережила многочисленные осады немцами, шведами, поляками, и сохраняла свое военное значение до 18 века. Сегодняшний Гдов на город похож мало - скорее поселок. Крепость разрушена очень сильно, ее стены представляют собой валы, сверху протоптана тропинка, общая площадь крепости значительная. На территории – действующая церковь во имя державной Божией Матери, много зелени, гуляют местные жители. Под стенами крепости пасутся козы, чуть дальше коровы.

Во время ВОВ – Гдов практически был сметен с лица земли, после войны город восстановили, было построено несколько предприятий – сейчас они закрыты. В городе есть еще краеведческий музей – но мы туда не пошли. Честно говоря, специально ехать в Гдов не стоит, а заглянуть проездом – самое то.

Погуляв по руинам крепости – выехали на место нашего второго ночлега. Коттеджный поселок «Чудское подворье» находится в деревни Спицино (10 мин. на машине от Гдова в сторону Пскова) на берегу Чудского озера. На территории поселка 42 коттеджа, разной степени комфортности, мы бронировали домик дней за пять, оставалось всего пара коттеджей, выбора не было, наш оказался без «удобств». Туалет, душ, раковины для мытья посуды – в отдельном здании. В домике – холодильник, телевизор, электрическая плитка, печка буржуйка, посуда, шкаф, стол, скамейки, кровати–палати. Вместимость нашего домика до 6 человек, стоимисть – 1500 руб/сут. Вообще место расположение поселка очень красивое: песчаный пляж, озеро, такое большое, что напоминает море. Предназначен поселок для любителей пожить на природе, но не в совсем диких палаточных условиях, а в полу-цивилизации. В прокате можно брать различный инвентарь для прогулок (велосипеды, лодки, катамараны и проч.). Постояльцы в основном из Питера, многие приезжают большими компаниями – отметить день рождения, порыбачить.

Мы «позагорали» на мостках – было прохладно, мы валялись в одежде и разглядывали самолеты в небе (над Чудским озером летят самолеты в Европу и обратно), пособирали ракушки, обошли весь поселок, чтоб оценить остальные коттеджи, сходили в соседнюю деревню. Поели в местном ресторане «Медведь» - еда нормальная, но ничего особенного, порции большие. В стоимость мясного блюда входит сложный гарнир – этого вполне достаточно для ужина, салатик можно и не брать, тем более что они там не очень вкусные. На двоих мы потратили 800 руб. Потом мы смотрели на закат и пытались фотографировать, и хотя мы измучали наш фотик сменой режимов – фотографии получились темные, некоторые вполне симпатичные, но абсолютно не такие как было на самом деле.

Потом мы поиграли в бадминтон, в 23.30 к нам наконец-то присоединились наши попутчики. Спать мы легли очень поздно, на следующий день выехали в 9 утра (без оставшихся высыпаться попутчиков), хотелось заехать в Иван-город и вернуться в Питер раньше дачников.

Надо сказать, что в Иван-город мне хотелось съездить давно, когда в юности была возможность – у меня что-то не сложилось, одно время Иван-город был закрытым пограничным городом. И вот наконец-то я туда попала. Остановились мы у таблички «впереди государственная граница». В Иван-город мы въехали по трассе М11, еще издали была видна белая башня, муж откуда-то знал, что это башня Нарвской крепости. Высадившись, мы дошли до смотровой площадки поснимали башню и крепость, в полной уверенности, что это башня и крепость эстонские, и стали озираться в поисках русской крепости. Спросили у людей. Нам сказали, что мы как раз ее и снимали, но указать как пройти не смогли, наверное это были не местные жители. В Иван-городе вообще забавно, люди пешком туда обратно с авоськами-тележками через границу ходят, автотранспорта, пересекающего границу, значительно меньше чем пешеходов. Наконец один дядечка подсказал нам путь. В итоге белая башня все же оказалась Нарвской, то что мы видели изначально, это были обе крепости вместе, просто они расположены на расстоянии 150 метров одна от другой.

Крепость в Иван-городе моложе Нарвской, она заложена в 15 веке. Строилась в короткие сроки при помощи итальянских архитекторов. Сегодняшная крепость, после реставрационных работ (1964-1994, наибольший ущерб был нанесен крепости во время ВОВ, немцы много что повзрывали) – в отличном состоянии. Нарвская крепость тоже хороша, насколько можно судить с нашего берега там еще и очень ухожено внутри – подстрижены газоны, стоят скамеечки – настоящий парк культуры и отдыха, ну там и вход наверное подороже, в Иван-городской 25 рублей.

Крепость мне очень понравилась, она большая, по периметру крепостной стены можно пройти, можно попасть внутрь башен. Есть кусочки нереставрированных построек, по ним тоже можно полазить. Частично трава скошена, а частично в зарослях полевых цветов – это тоже придает особенное очарование. На территории много построек - Никольская церковь, Успенский собор, пороховой погреб, лазарет и др.

В Иван-городе мы были 12 июня – в день России, на территории планировался праздник для горожан, была поставлена сцена, скамеечки, творческие коллективы репетировали свои номера. Мы посмотрели часть репетиции, сфотографировали свои тени выглядывающие с крепостной стены (очень хотелось сфотографироваться вместе, но мы были одни), и поехали в сторону Питера.

Примерно в час дня были в Кингесеппе, это вообще-то очень старый город, когда-то он назывался Ям, там была крепость, при Петре, любителе бургеров, город был назван Ямбург, ну а Кингесепп – это был такой революционер. Ныне в городе от крепости ничего не осталось, но есть красивая церковь. Вообще город выглядит очень современным, много новостроек, чисто, детские площадки, фонтаны. Только вот макдональдса там явно не хватает, зато мы нашли пиццерию, купили там пиццу, выехали из города и устроили пикник на обочине.

В четыре были уже в Питере, к пяти добрались до своего Веселого Поселка, дачников опередили.