Новосибирск – Актру - 2 (июль 2005)

Константин Черноскутов, Новосибирск

На Алтай за снегом

Идея поездки в этом году на Алтай принадлежит Сергею. Именно он рассказал нам про Ак-тру, альплагерь на высоте более 2000 м, снежные вершины, озера и ледники! Итак, я, моя супруга Таня, Сергей и Галя решили провести неделю на Алтае.

Собирались недолго: один раз встретились, обсудили меню и список продуктов, распределили, кто что покупает, заехали в спортивный магазин и купили классные спальники. Решено было ехать на нашей машине, потому как у Короллы-L-торинг багажник больше, чем у Хонды-Домани. Про машину я напишу отдельно, она этого достойна!

09 июля 2005 г. в 4:30 мы загружаем семью Павловых и едем через супермаркет, в котором нам очень нужны прокладки и минералка, на Бердское шоссе.

5:00 часов, спидометр 122630 Купили прокладки – значит можно ехать! Заливаем полный бак на “вшивой горке”, обнуляем суточный счетчик спидометра и НАЧИНАЕМ ОТЧЕТ НАШЕГО ПУТЕШЕСТВИЯ!

Первая остановка в Тальменке на кофе – удивительно, там есть вареный кофе за 15 рублей. Затем в Троицком на “попи'сать” да чтобы лобовое стекло от трупов оттереть.

9:00 часов, 328 километров позади и мы в Бийске. Пошли искать темные очки, в горах без них нельзя! В баке еще больше половины, значит расход топлива явно меньше 10 л на сотню.

10:40 Проехали Майму', увидели плакат “Жизнь – это ответственность за собственное поведение” J

12:30 481 км позади. Мы разбили лагерь на берегу р. Катунь в 3-4-х км выше села Усть-Сема - Красота! И пиво уже откупорено! Средняя скорость получилась 70 км/час с остановками, перекурами и т.д. И вообще, мы никуда не спешили – мы решили начать отдыхать сразу! Весь день купались, загорали и хорошо выспались.

10 июля, 08:53, спидометр 123111, покидаем стоянку. Встали рано, собирались медленно, но гроза и собирающийся дождь нас ускорил. Несмотря на плохую погоду, красота вокруг неописуемая. В Усть-Семе заправили 34 литра. Первое измерение показывает расход 7,01 л на сотню. Ну что ж – для груженой машины с автоматической коробкой НЕПЛОХО!

Семинский перевал. Ок. 1500 м над уровнем моря

10:40 проехали 573 км от старта. Уши закладывает, так как спускаемся с Семинского перевала. Вдалеке виднеются горы с кусочками снега. Пахнет краской, только что нарисовали разметку.

Через 15 минут проезжаем нежилой населенный пункт “Зайсанская Елань”, сбежали от сюда люди, не хотят быть зайсанцами :). Справа непролазная горная тайга.

На 700-м километре въехали в п. Иня, читай “в стену дождя”, скорость 30 км в час, дворники не справляются. Так и не посмотрели как встречаются Чуя с Катунью… Кончился дождь, оказывается больше всех грозы боится Таня. Впереди виднеется более светлое небо. Будем надеется, что на Ак-Тру дождя не будет.

14:20 спидометр 123417, проехали 787 километров. Галин крик напугал меня… оказывается она увидела впереди снежные вершины! Ура, мы почти у цели! Едем между ураганом и ливнем. Впереди ураган, сзади ливень! Когда останавливаемся на перекур или еще чего-нибудь, то начинает капать дождь, а если ехать быстро, въезжаем в сильный попутный ветер. В Акташе решили покушать, но увидев черное небо сзади, не захотели второй раз оказаться в полном “потопе”. До Курая осталось немного, решили покушать там.

15:30 спидометр 123458, от дома 828 км. Сегодня оставили позади 347 километров за 6,5 часов пути. Средняя скорость уже гораздо меньше - 53,4 км в час. Въезжаем в Курай, начинается дождь, только уже мелкий – тучи в степи рассеялись. У первой (и единственной на улице в такую погоду) коренной жительнице Таня спрашивает “говорит ли она по-русски…” Смеялись потом, а сразу накричали на Таню, чтобы осторожней вела себя с аборигенами. Спрашиваем где живет Олег, у которого гостиница. Едем 3 километра в соседнюю деревню Кызыл-Таш, снова тот же вопрос продавцу в магазине. Нам отвечают: - На окраине деревни стоит огромный дом… Для справки - деревня Кызыл-Таш (Красный Камень по-нашему) находится в Курайской степи на берегу р. Чуя в 3 км от Чуйского тракта. Отметка ок 1800 м. над уровнем моря. До границы с Монголией остается 135 км… но туда мы не поедем.

Какой кайф – мы на постоялом дворе Олега! Ему отдельное СПАСИБО за уют, тепло и комфорт. Через 30 минут на столе гречка с тушенкой, барнаульское пиво из местного магазина, лук и… счастье есть! И дождь кончился, и небо стало голубым! Немного отдыха и мы идем гулять к р.Чуе (какая же она грязная!). Через пару часов протопилась банька… кстати, за одну ночевку, баню на четверых и стоянку машины на 3 суток мы отдали всего 1 тысячу деревянных.

11 июля, 07:00, Подъем! Пакуем вещи, через час машина. Проблема - как меньше взять с собой, но чтобы хватило! Таня берет зимние сапоги..? Два надувных матраца, куртку с опушкой, “танкетки” по N кг каждая – это вместо легких сланцев. Галя кое-как вырвала у Тани большую тарелку, чтобы не тащить. А еще третий купальник, подушку… Опыт подсказывал Галине, что это лишнее! :)

08:15 УАЗ-452 – это лучшая машина для гор. За час доехали до перевалки, за дорогу больше всех стонала Танюша, что рюкзак очень тяжелый.

Долина реки Б. Актру, прямо – гора Кара-Таш (Черный камень)

09:30 Рюкзаки на плечах, настроение бодрое, только у Тани страх… - СТАРТ! Впереди 8 километров пути в гору. Первый привал через 20 минут, которые показались не одним часом! Закралась мысль, что запланированных на дорогу 3-х часов будет мало. А дальше оказалось намного легче – привыкли! (“я бы так не сказала” ремарка Тани) Кончилась тайга и подъем и мы вышли в пойму реки Большая Актру. Решили “срезать” по пойме реки… зря, пришлось переходить вброд один из её рукавчиков, а вода естественно ледяная.

Озеро Сачки

<Дошли! На часах 13:30 Нашли администратора и за 240 рублей нам разрешили поставить палатки в хорошем месте на три дня. Для справки - альплагерь Актру, высота 2200 м. над уровнем моря, метеостанция, гляциологическая станция, база горноспасательного отряда. Поставили палатки на голых камнях, ветер сильный и холодный. р.Актру шумит так, что в 2-х метрах не слышно друг друга. Это небольшие минусы, А большие плюсы – это горный воздух, кристально чистая и вкусная вода, удовлетворение, что мы смогли (дойти), предвкушение прогулок на ледник и озеро!

Затем поели, девочки легли спать, а мы с Сергеем пошли смотреть окрестности. Дошли до озера Сачки. Уютные домики, банька! (про последнюю отдельное повествование).

Утро вторника началось с подготовки к “прогулке” на Голубое озеро. Взяли теплые вещи, сухой паек на обед и пошли. Вдоль реки поднимались часа полтора, затем решили её перейти, не тут-то было! Перепрыгнул только я и то обратно Сергей меня страховал на случай если сорвусь в воду. Побоялись, что обратно не перейдем, вода поднимется через несколько часов. С горя оттого, что Голубого озера нам не видать, перекусили, отдохнули и полезли на противоположную сторону посмотреть на красивый водопад. Каково же было наше удивление, когда наверху увидели ледник большой Актру левый и тропу на Голубое озеро! Хорошее дело – карта, она лучше, чем память! Примерно час мы шли по леднику вверх. Огромная толща льда усыпана мелкими камешками, которые втаивают в ледник, нагреваясь на солнце. Вообще поверхность ледника похожа на огромную тёрку, но в кроссовках идти по нему скользко.

Ледник Большой Актру левый, толщина ок 360 метров.

Голубое озеро, отм. 2840 м

И вот оно, за небольшим холмом из камней, Голубое озеро! Высота 2840 метров над уровнем моря. Привал. Устали и голодные. Сухой паек на обед, отдых, фотографии на память и мы собираемся в обратную дорогу. На спусках закладывает уши, и ноги не слушаются. Подходим к лагерю, навстречу нам группа альпинистов идет покорять вершину Пик Радистов – у них все трудности еще впереди! В итоге наша прогулка длилась 9 часов. Вечером ужинаем тушенкой с лапшой, запиваем это можжевеловой смесью воды и спирта. А потом сон, короткий, но чистый сон!

Вид на Купол Трех Сестер 3565м с перевала Учитель 3100м
Курайская степь, где-то там с. Кызыл-Таш.

Утро среды. Сегодня далеко не пойдем, на 19 часов заказана баня! Завтрак, сборы и снова вверх! Лезем на перевал Учитель. После вчерашней нагрузки тяжело, да и подъем покруче. На середине пути Галина сдалась, и мы разделились – я с водой и двумя фотоаппаратами полез на перевал, а остальные вдоль склона ушли на плато. Да! Подъем оказался очень крутым, но через час я уже на перевале, высота 3100 м. Здесь лежит снег, по которому пришлось идти. Вид отсюда впечатляет!

Альпийские луга. Спуск с плато в альплагерь. Там наши палатки.

Отдыхаю после подъема, делаю несколько снимков красивых панорам и спускаюсь по другому склону на плато. Долго, тяжело… нашел палку, опираюсь на неё, потому как всегда иду по склону правым боком. Добрался до “отдыхающих” на плато. Они уже назагорались и ждут меня к обеду. Кушаем, как обычно сухим пайком. Спускались в лагерь по склону без тропы - экстрим полный :). Трава, под ней камни и поваленные деревья. А тут еще дождь пошел, и стало скользко. Ура, мы внизу на тропе и пострадавших нет, еще метров 500 и мы “дома”.

Немного отдохнули, сварили ужин и идем в баню.

Баня! Баня на высоте 2200 м – это тоже экстрим. Подкинули дров, чтобы согреться хоть маленько (в основном лиственница, горит быстро и не жарко). Перед нами мылись ирландец с француженкой, которым Таня сказала “с легким паром” (и даже в ответ услышала “спасибо”, в чем мы сильно сомневаемся), так вот, эти иностранцы залили камни так, что они “шипеть” стали только через 30 минут конкретной подтопки. Ощущения после бани, как “заново родился”. И главное перестали болеть все мышцы, нагруженные подъемами и спусками.

Ну что же, сегодня вечер у костра, а завтра спуск в Кызыл-Таш.

05:30 Четверг. Подъем. Легкий завтрак, сбор и старт. Рюкзаки намного легче. До перевалки дошли за 2,5 часа, хотя в лагерь шли 4. Там нас ждал Эдуард на УАЗике, и через час мы уже были у Олега в Гостинице. Встретили удивительных людей: две немки, прекрасно говорящих по-русски, студентки МГУ и ТюмГУ путешествуют по Алтаю. Встретили ирландца с француженкой (это те, что в бане были), они собирались дальше в Монголию. Сергей помог им договориться с Алтайцами доехать до Кош-Агача. Выпили по кружке чая, загрузили машину и…

Мы снова на трассе М52! Дорога домой всегда легче. “Долетели до Акташа на одном дыхании” и сразу в кафе – свежеприготовленный лагман, картофельное пюре с курицей и томатный сок, много томатного сока! А вот теперь сытые и довольные мы едем к Катуни, едем неспеша, со скоростью 70-90 км в час. Перед перевалом Чеке-Таман я впервые за весь путь почувствовал усталость за рулем. Пришлось остановиться и вздремнуть минут десять, потом умыться в чистом холодном ручье и сон улетучился.

До стоянки на р. Катунь добрались к вечеру. Разбили лагерь, после долгого пути залезли в Катунь, как в теплый душ (это +15°С), приготовили ужин и завалились спать. Оказывается на Катуни очень тихо, это после реки Актру! Выспались замечательно. А на следующий день погода стала портиться, и очень захотелось домой. Так что

в 15 часов 15 июля мы свернули лагерь, загрузились и поехали домой. Дорога знакомая, только поток машин навстречу очень большой, пятница – все на отдых! Немного заплутали в Бийске, решили объехать его справа по объездной, а потом не могли найти поворот на М52. А “ларчик просто открывался” - поднимаетесь к городу по объездной и едите по главной дороге до АЗС и сразу за ней направо и вниз.

Да, я обещал написать про ту, которая возила нас – мой сарайчик Тойота-Королла-L-торинг. Купил я её пол года назад через знакомых в Приморье. Пришла по ж/д, сеткой. Королла 1999 г.в., двигатель 1500 куб см – знаменитый 5А, АКПП, передний привод, салон Limited или как говорят полусуперовый! Когда машина загружена, ощущается нехватка лошадей под капотом, “думает” она при обгонах и на подъемах. А в остальном – никаких проблем машина не создавала, радуя удобством, неприхотливостью и полностью оправдывая модель Touring.

К 23-м часам мы подъехали на АЗС на посту ГАИ, где начинали отсчет своего путешествия. На спидометре 124297 км, значит мы проехали 1667 км, истратив 110,8 литра бензина. Расход в итоге получился 6,65 л на 100 км. Отличный показатель!

Вот мы и дома. Грустно расставаться... Расставаться с отдыхом, с дорогой, с друзьями… нет, с дружной слаженной командой!, новыми впечатлениями. Хотя впечатления как раз еще долго будут вызывать положительные эмоции. А вид гор, воздух и природа будут манить. И мы обязательно решим съездить на Алтай, в эту загадочную красивую уникальную страну – “Русские Альпы”, и в следующем году.

Еще долго потом во сне я слышал шум реки, видел зеленые луга и снежные вершины…

Новосибирск – Ак-Тру – Новосибирск, 8-15 июля 2005 г.